Чиновники — борцы с безработицей обходятся бюджету дороже самих безработных
Как выяснил Лайф, объём пособий горожанам в связи с потерей работы в два раза меньше расходов на содержание центров занятости.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов, © EAST NEWS
В бюджете Москвы на этот год на социальную поддержку горожан, оставшихся без работы, выделено 726 млн рублей. В то же время расходы на работу самих учреждений, которые оказывают содействие занятости населения, в два раза выше — 1,7 млрд рублей.
Таким образом, на каждый рубль, выплаченный безработным москвичам, ещё два рубля идёт на содержание аппарата чиновников. Сюда входят выплата им зарплаты, уплата за них взносов на формирование пенсии и иных социальных прав, а также траты на закупку товаров и услуг, необходимых для процесса работы, например, те же канцтовары.
В других регионах можно наблюдать ещё более удручающую картину.
Так, в Карелии на реализацию программы по содействию занятости населения направлено 223 млн рублей. При этом для исполнения чиновниками этих полномочий заложено 190 млн рублей, или 85% всего бюджета программы. 142 млн рублей из них идут на выплаты персоналу, оставшиеся 48 млн — на закупку необходимых для их работы товаров. Тогда как непосредственно на выплаты безработным гражданам предусмотрено лишь 14 млн рублей. В этом регионе каждый рубль пособия обходится почти в 16 рублей затрат на содержание профильных чиновников.
В республике Коми на содействие занятости гражданам выделено в этом году 759 млн рублей. При этом на оказание безработным финансовой помощи направлено лишь около 400 млн, то есть около половины.
Такая ситуация складывается на фоне того, что размер пособия по безработице (определяется на федеральном уровне, выплачивается субъектами РФ) не менялся уже восемь лет подряд. Тогда как рост потребительских цен за этот же период достиг почти 90%. При такой инфляции минимальная и максимальная величина пособия должна составлять 1,6 тыс. и 9,3 тыс., а не 850 рублей и 4,9 тыс. рублей, как сейчас.
Но даже для получения пособия в таком размере нужно встать на учёт в службу занятости.
Если к этому моменту после увольнения с последнего места работы прошло более года, то пособие будет минимальным — 850 рублей. Если прошло меньше года, то размер пособия считается исходя из средней зарплаты на последнем рабочем месте. Тогда первые три месяца пособие платят в размере 75% от этой зарплаты, потом четыре месяца — в размере 60%, ещё пять месяцев — в размере 45%. При этом независимо от средней зарплаты пособие не может быть выше 4,9 тыс. рублей.
Понятно, что даже максимального пособия будет недостаточно для выживания. Необходимый россиянам для этого прожиточный минимум, по данным Росстата, сейчас в два раза выше — 10 тыс. рублей.
Не выдерживает российское пособие по безработице и сравнения с другими странами, говорит директор департамента аналитики "Альфа-Форекс" Андрей Диргин.
Да и получить даже эти небольшие деньги нелегко. По закону пособие по безработице можно получать не более 12 месяцев подряд. Более того, после постановки на учёт безработный должен два раза в месяц отмечаться в центре занятости. Дату и время назначает сотрудник центра. Если же получатель социальной помощи не явится в центр в срок, то выплату пособия могут приостановить. Такая же мера может быть применена в том случае, если безработный откажется от двух вариантов предложенной ему работы или даже от участия в оплачиваемых общественных работах.
Адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев добавил, что размер пособия в России всё-таки выше, чем во многих странах постсоветского пространства, но ниже, чем в Европе. Примечательно, говорит эксперт, что в некоторых странах (например, в США) безработные могут получить не только денежную помощь — пособие можно получить в виде продуктовых карточек, льгот по уплате коммунальных платежей и прочее. А во Франции безработные могут претендовать на частичную оплату обучения (профессиональной переподготовки).
— Введение единого размера пособия в России, конечно, позволит сэкономить несколько сотен миллионов рублей на функционировании самого госаппарата, поддерживающего безработных, — говорит гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. — Но тогда будут нивелированы различия между получателями помощи.
Между тем в Европе давно обсуждается вопрос о введении безусловного дохода, суть которого в том, что каждый гражданин ежемесячно получает фиксированную сумму, причём независимо от того, трудоустроен он или нет. Иными словами, предлагается убрать между государством и получателем помощи посредника в виде чиновника, который будет решать, выдавать пособие или нет. Ведь безусловный доход призван заменить все остальные компенсации и льготы. В Финляндии размер такого дохода предложено довести до 800 евро. Во Франции — установить его в размере от 500 до 1 тыс. евро в месяц, в Швеции — в размере 2,5 тыс. франков. В Финляндии пилотный проект планируется запустить уже со следующего года.
Противники безусловного дохода говорят о росте иждивенчества в случае его введения. Тогда как сторонники указывают на то, что сейчас гражданам, которые живут на различные пособия, невыгодно идти работать на небольшую зарплату, поскольку тогда они лишатся пособий и получат меньше денег. Тогда как безусловный доход станет для них стимулом к трудоустройству.