Лучшее кино 2016 года для умных людей
Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов — о кино не для всех, не для всего, не для любой ситуации и так далее. В список попали фильмы, которые были показаны на фестивалях ещё в 2015 году, и те, что выйдут в российский прокат только в 2017-м.
"Патерсон"
Что за фильм:
Новая картина того самого Джима Джармуша из новой волны американского инди, вполне вероятно, что лучшая. Поэтическая элегия без неожиданных авторских кунштюков. Это просто семь дней жизни водителя автобуса по имени Патерсон из города Патерсон, который пять дней ходит на работу, а затем два дня отдыхает. Удивительно поэтичный, светлый и искренний фильм о том, как настоящие художники, в том числе и сам Джармуш, существуют в нашей неправильной реальности. Фильм года.
Где посмотреть: в российском прокате с 16 февраля 2017 года.
"В лучах солнца"
Что за фильм:
Интернациональная документальная картина, снятая в Северной Корее с немецкими продюсерами, режиссёра Виталия Манского, который родился на Украине, а живёт в Латвии. При этом в Москве с его прокатом боролось именно столичное правительство.
Постановщик хотел снять настоящую хронику жизни простой северокорейской семьи. Но по приезде оказалось, что у его документальной ленты есть сценарий с прописанными репликами и даже другой режиссёр. В результате Манский сорвал договор с тоталитарным государством, но снял фильм о стране, в которой все живут по абсурдному сценарию, написанному недобрыми людьми. Например, никогда ещё сцена семейных фотографий не выглядела так убийственно трогательно: одинаковые северокорейцы в костюмах местной фабрики "Большевичка" становятся на фоне портретов вождей, выжидают и затем уходят из кадра навсегда, будто плохо прописанные персонажи, которых решили вырезать.
Где посмотреть: был в прокате, теперь есть на Netflix.
"Тони Эрдманн"
Что за фильм:
Реалистическая трагикомедия, которую немка Марэн Эд вольготно раскинула почти на три часа, фактически не говорит ничего нового. Наркотики — это плохо, офисное рабство — тоже плохо, а папа, даже придурочный, — самый дорогой человек на свете. По сюжету отец-приколист, вечно таскающий с собой парик, вставные зубы и подушку-пердушку, приезжает из Германии в гости к дочери, которая стала менеджером в транснациональной корпорации и не очень хочет его видеть. Но в этой странной, неторопливой, болезненной картине пульсирует, бурлит и светится настоящая жизнь.
Этот фильм стал сенсацией для критиков на Каннском фестивале, а позже и на "Евро-Оскаре", где взял вообще все главные номинации: за лучший фильм, мужскую и женскую роли, режиссуру и сценарий.
Где посмотреть: в российском прокате с 23 февраля 2017 года.
"Каждому своё"
Что за фильм:
Режиссёр Ричард Линклейтер после своего монументального фильма "Отрочество", действие которого охватывает 12 лет жизни мальчика, снял некое анти-"Отрочество", ностальгический фильм о юности в духе молодёжных комедий 80-х годов. Его герои уже выросли и поступили в университет, но ещё не начали учиться, да и не начнут, строго говоря: их взяли по спортивным квотам, чтобы они играли в бейсбольной команде.
Последние дни перед сентябрём молодые мужчины тратят на то, что кадрят женщин, предаются праздным разговорам о ребяческих надеждах на будущее. И за всем этим незамутнённым юношеским счастьем всё время остро ощущается обречённость. Кто-то сядет на скамейку, получит травму, почти никто из них не попадёт в профессиональный спорт. Эта тревога, уверен, знакома каждому, кто поступал в вуз, и именно из-за такого тонкого чувства картина получилась столь лиричной.
Где посмотреть: был в прокате, теперь есть бесплатно на ivi.
"Она"
Что за фильм:
Голландец Пол Верховен, самый недооценённый голливудский режиссёр нашего времени, наконец снял первый за десять лет фильм. В главной роли — Изабель Юппер, лучшая из ныне живущих актрис. В первой же сцене её героиню насилуют, и после этого фильм неожиданно выворачивается в мудрую ироническую комедию, юмора которой никогда не поймут ханжи и неофеминистки. Издевательская триллерная музыка, как в "Основном инстинкте", намекает: это вовсе не сексуализованный неодетектив, а грустная насмешка над европейским обществом.
Где посмотреть: был в прокате. Пока нигде легально нет, надо подождать.
"Аномализа"
Что за фильм:
Кукольный мультфильм для взрослых, что само по себе удивительно. Снял Чарли Кауфман, сценарист "Быть Джоном Малковичем" и "Вечного сияния чистого разума", исследователь относительности реальности и её граней в кинематографе. В "Аномализе" Кауфман вместе с мультипликатором Дьюком Джонсоном применяет нехитрый приём: у всех персонажей, кроме двух главных, одинаковые лица и голоса. Причём лица хоть и довольно подробные в мимическом плане, но, что заметно, искусственные. В результате слегка неуклюжий любовный роман, который разыгрывают понурые куклы в любовно выпиленных декорациях, обращается в крайне пессимистичную сказку об одиночестве.
Где посмотреть: вышел сразу на DVD, но есть и в онлайн-кинотеатрах. На Google Play можно отхватить за 19 рублей, если повезёт и успеете. Важно: если будете смотреть в переводе, ищите строго трёхголосую озвучку.
"Вторая жизнь Уве"
Что за фильм:
Шведская трагикомедия в классическом европейском стиле соцреализма. Склочный дед-вдовец Уве доживает последние дни в стариковском пригородном посёлке и даже собирается повеситься, но к нему по соседству въезжает семья — муж-недотёпа и жена-иранка. В результате знакомство с эмигранткой, разумеется, меняет жизнь Уве, но это, допустим, не так важно.
Важнее, что при этом деду, этому символу вялости европейского среднего класса уже не помогает даже знакомство с новым поколением жителей земель, на которых он когда-то вырос. Иранцы давят шведов даже не количеством, а энергией и желанием жить. Его уже давно нет у скандинавов, сломленных неформальным поражением во Второй мировой. При этом изящная драма не превращается в политический фарс, а остаётся всё тем же скромным произведением о том, что все мы смертны, а позитивная мотивированная иранка с кучей детей когда-нибудь поселится в вашей квартире.
Фильм упомянут в последнем лонг-листе "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Где посмотреть: был в прокате, теперь есть бесплатно на ivi.
"Служанка"
Что за фильм:
Корейско-японский экзотичный триллер-детектив об ограблении, порнорассказах, гигантских осьминогах и лесбийской любви. Путаная история, скачущая по времени и меняющая центральных персонажей, рассказывает о парочке аферистов из Кореи, которая находится под японской оккупацией, ведь на дворе начало XX века. Они хотят ограбить японку-наследницу, а потом посадить в дом для душевнобольных.
Как всегда у режиссёра Пак Чхан-Ука, автора "Олдбоя", этот фильм очень эстетский, эксцентричный, со сложносочинённым и зачастую непонятным символизмом. В этот раз его кино ещё и двуязычно, а значит, непонятных культурных особенностей становится ещё больше. Но это сюжетное кино о сложностях восприятия, хоть оно и чрезмерно усложнено, всё равно влечёт сильнее, чем любой снулый блокбастер. Режиссёр сам безумно увлечён происходящим, и даже его навязчивое украшательство само по себе красиво: что ограбления, что осьминоги, что лесбийская любовь.
Где посмотреть: был в прокате. Сейчас дешевле он в Google Play — 79 рублей. Пожалуйста, смотрите только в оригинале с субтитрами.
"Красная черепаха"
Что за фильм:
Дебютный полнометражный мультфильм от Михаэля Дюдока де Вита, созданный в копродукции с японской студией Ghibli Хаяо Миядзаки. Анимация без всяких слов и объяснений — и так всё понятно. Безымянный мужчина терпит крушение, оказывается на острове, пытается уплыть оттуда на плоте, но судно всё время ломает гигантская красная черепаха. Потом она превращается в женщину, а дальше нет смысла рассказывать.
Тончайшее кино, состоящее из ощущений, шёпотов, шорохов и тихих возгласов. Оно говорит со зрителем о ценности жизни, семьи, природы и чего угодно, при этом не разменивается на поверхностные монологи.
Где посмотреть: в российском прокате с 16 февраля 2017 года.
"Такса"
Что за фильм:
Альманах о жизни таксы в Америке. В первой новелле глуповатую собаку дарят аутистичному ребёнку в ремиссии. Потом наркодилер (Киран Калкин) дарит эту собаку семье даунов. Следом её хочет подорвать в киношколе престарелый сценарист-неудачник (Дэнни ДеВито). Наконец, животное живёт у престарелой дивы (Эллен Берстин), к которой приходит клянчить деньги дочь-наркоманка. При этом вовсе не обязательно, что это одна и та же такса.
Тодд Солондз, агрессивный и желчный американский режиссёр, уже 27 лет снимает упадническое кино о гибнущей американской нации. При этом он в чём-то созвучен другому классику, Вуди Аллену. Но если престарелый Аллен прячет мизантропию за слоями стилизаций и интеллектуальной иронии, то озлобленного Солондза ничего не останавливает. Его истории полны подлинной и обоснованной ненависти, горечи и проникновенной тоски. Даже невольный свидетель общественной деградации, такса, был выбран Солондзом только потому, что это невероятно тупая порода собак.
Где посмотреть: был в прокате. Сейчас есть на ivi и в iTunes за 99 рублей.