Цепляясь за смерть. Как заставить подростков отказаться от зацепинга?
Роскомнадзор признал зацепинг формой суицидального поведения и начал блокировать в соцсетях группы на эту тему.
Фото: © wikipedia.org/ZCP4
Они падают на рельсы под колёса поездов, гибнут между вагонами, сгорают заживо от соприкосновения с высоковольтными проводами и всё равно продолжают цепляться. Они зацеперы — те, кто повышает уровень адреналина в крови, хватаясь за поручни, вылезая на крыши электричек и поездов метро.
Большинство из них — подростки. По данным Управления на транспорте МВД по ЦФО, за 11 месяцев этого года на железных дорогах Центрального федерального округа на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта пострадало 34 несовершеннолетних и малолетних, из них 9 от полученных травм скончались.
28 декабря стало известно, что специалисты Роскомнадзора признали зацеперство одной из форм суицида. В связи с этим ведомство начало блокировать в соцсетях сообщества, посвящённые этой теме. Однако, как и в случае с "группами смерти", надзорный орган не всегда успевает за создателями таких пабликов. Так, в 2016 году на основании экспертных заключений Роспотребнадзора администрациями соцсетей заблокировано 65 групп с такой тематикой. При этом простой поиск по слову "зацепинг" выдаёт в соцсети "ВКонтакте" 328 сообществ. Часть из них действительно недоступна, а остальные продолжают функционировать. В них зацеперы по-прежнему выкладывают фото и видео своих "подвигов", делятся опытом.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский заверил, что паблики будут заблокированы, но нужно дождаться экспертных заключений.
— Мы сотрудничаем с Роспотребнадзором, у него есть эксперты, они выносят решения по тем ссылкам, которые отправляют нам обычные люди, — уточнил он. — По решению экспертов Роспотребнадзора мы уже вносим эти сайты в реестр и связываемся с их администрацией, просим удалить информацию. Если информация по нашему запросу удаляется, то из реестра этот сайт мы убираем.
"Зацепинг безопасен"
Зацеперы уверены: Роскомнадзор не прав, и их увлечение никакого отношения к суициду не имеет.
— На мой взгляд, у Роскомнадзора, да и у всего законодательства в целом, едет крыша. Если бы я хотел умереть, я бы уже покончил с собой, — говорит 23-летний зацепер Игорь Малютин. — Почему Роскомнадзор не блокирует группы с музыкой, подталкивающей на суицид? Например, Suicide Black Metal? Да даже и это было бы невероятно глупо, многие слушают эту музыку не из-за суицидальных побуждений, а для вдохновения.
Более того, они считают, что занимаются вполне безобидным и безопасным времяпрепровождением.
— Зацепинг безопасен, просто Роскомнадзору нечем заняться, вот и трогают нас, — говорит 16-летний Дмитрий Волков. — Я занимаюсь зацепингом два года, и никто из знакомых не умирал. Умирают только те, кто не соблюдает технику безопасности. Есть такие вещи, которые не стоит делать на крышах транспорта, и тогда риск умереть снижается до 1%.
— Роскомнадзор несправедливо приравнял наше занятие к суициду, наши группы не пропагандируют суицид среди молодёжи, — продолжает 21-летний Кирилл Гранин, который занимается зацепингом три года. — За всё время, что занимаюсь зацепингом, потерял примерно человек 10. Несчастные случаи происходят в первую очередь из-за отрыва от реальности: не контролируют ситуацию, играют на камеру, лезут с селфи-палками, употребляют алкоголь.
В группах, посвящённых зацепингу, тоже часто делается акцент на "безопасности". Вот как описан зацепинг в одном из пабликов:
"Зацепинг — катания на всевозможной технике! Довольно интересная штука, служит тренировочной площадкой для великого множества как начинающих, так и опытных спортсменов. Спектр зацепляемой техники многогранен и велик! Наиболее популярны катания на поездах в силу большей их адаптированности к проезду людей вне салона. Также для желающих увидеть свет в конце тоннеля каждый день работает метрополитен, ну и наземный транспорт не лишён своей изюминки. Зацепинг нестандартен и является как причиной, так и следствием некоего расширения сознания, поэтому многими узколобыми людьми всячески отрицается".
По словам бывшего зацепера Леонида Жаркова, с каждым годом ездоки на поездах ведут себя всё более безрассудно.
— Зацепером я стал в 2009 году. Тогда движение только начинало набирать обороты и имело свод правил, так называемую ТБ (технику безопасности). В неё входил свод правил, пренебрежение которыми как минимум приводило к побегу от машиниста. Максимум — к смерти. Тогдашний неформальный лидер движения Григоре (имя и фамилию не вспомню) строго следил за их соблюдением. Была тщательная подготовка к сходкам, новичков обучали более опытные ребята — как куда залезть, что можно трогать и т.д.
Как отмечает Жарков, многое изменилось после смерти Григоре (он сорвался с "Сапсана").
— Появилось так называемое УЕПЧ (сообщество зацеперов). Там нарушались все мыслимые и немыслимые правила. Подтянуться на контактной сети? Легко! Опустить голыми руками токоприёмник? Легче лёгкого. Естественно, всё это снималось на камеру и сливалось в Сеть, — продолжает Жарков. — Насмотревшись на таких "героев", школьники массово начали подражать тому, что было показано на видео. Как результат — массовый всплеск травматизма и смертности.
Только гибель друзей отрезвляет любителей острых ощущений. 22-летний Александр Гусев рассказал, что бросил зацепинг больше двух лет назад — после того как у него на глазах на крыше электрички сгорел друг.
— Я чуть с ним не погиб. Произошло по нашей вине: пытались прикоснуться к реостатам на изолированной доске, но пробило током. Меня откинуло, я не мог пошевелиться, а друг погиб.
Зацеперы не дремлют
Зацеперы уже в курсе, что их сообщества начали блокировать, поэтому придумывают другие способы общения в Сети. Один из вариантов — чаты в популярных мессенджерах. Так, в одной из групп висит сообщение "В связи с блокировкой сообществ на зацеперскую тематику был создан канал в "Телеграме" — единственное место, где все переписки зашифрованы и никого не заблокируют. Ждём тебя там!" и ссылка. Мы подписались — там свежие фото и видео.
Блокировки групп недостаточно
Генеральный директор центра "Спасение детей от киберпреступлений" Сергей Пестов полностью согласен с экспертами Роскомнадзора в том, что зацепинг — это одна из форм суицидального поведения. Он также уверен, что между "группами смерти" и пабликами о зацепинге есть связь.
— Это звенья одной цепи, просто отдельное направление, — сказал Пестов. — После изучения некоторых материалов у нас есть основания говорить о том, что часть подростков, вовлечённых в зацеперство, состояла в этих группах. В этих группах происходит перекодировка сознания ребёнка, что и даёт ему возможность идти разными деструктивными направлениями, которые нацелены на конечный итог — смерть.
Однако, по мнению Пестова, одной блокировки групп в соцсетях недостаточно для того, чтобы молодёжь перестала кататься на крышах поездов.
Этой же позиции придерживается и экс-зацепер, потерявший друга, Александр Гусев.
— Всё равно будут кататься, а этими запретами они только провоцируют заниматься этим молодёжь. Тут нужно по-другому бороться, путём профилактических бесед и увеличения штрафов.
Штрафовать зацеперов непросто. Ведь большая часть из них — подростки, которые до 16 лет не подлежат административной ответственности. Именно поэтому в ноябре в Мосгордуме подготовили законопроект, устанавливающий административную ответственность для родителей зацеперов.
А член Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова предложила выдавать зацеперам абонементы в секции паркура. По её мнению, так можно направить их активность в безопасное для жизни русло.