Пшик или угроза? "Ястребы" США подготовили новые санкции для энергетиков России
Фото: © AP/FOTOLINK/EAST NEWS
Ряд американских сенаторов во главе с главным "ястребом" США Джоном Маккейном во вторник представил новый законопроект об ужесточении санкций в отношении России. Особый акцент в нём сделан на важные для Москвы энергетические отрасли. Однако уже сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что этот сектор экономики найдет соответствующие компенсационные меры для минимизации вреда от возможных действий Штатов. С мнением о том, что новый пакет американских санкций окажется скорее "пшиком", нежели реальной угрозой для российских энергетиков, согласны и опрошенные Лайфом эксперты.
Новый законопроект о санкциях против России, внесённый группой сенаторов США, предполагает введение санкций против лиц за инвестиции в добычу полезных ископаемых, трубопроводы и гражданские ядерные проекты в РФ, а также за покупку-продажу суверенного долга и участие в приватизации в стране.
Законопроект был подготовлен группой сенаторов от республиканской и демократической партий в связи с так называемыми хакерскими атаками, в которых американские спецслужбы "увидели" российский след.
Законопроект предполагает выделить $25 млн Госдепартаменту на образовательные проекты по предотвращению киберугроз. Сенаторы также предлагают профинансировать Госдеп на $100 млн для продвижения демократии, независимых медиа и "программ нейтрализации фальшивых сообщений".
Главными инициаторами закона стали Бен Кардин сенатор-демократ из Комитета по международным делам и известный своими антироссийскими взглядами республиканец Джон Маккейн, возглавляющий Комитет по делам армии. К ним присоединились демократы Боб Менендез из Нью-Джерси, Джин Шеин из Нью-Гемпшира, Эми Клобучэр из Миннесоты и Дик Дурбин из Иллийноса, а также республиканцы — Линдсей Грэхэм из Южной Каролины, Марко Рубио из Флориды, Бен Сас из Небраски и Роб Портман из Огайо.
— Мы должны ответить на поведение Владимира Путина, если не ответим, то это будет продолжаться бесконтрольно, — заявил (цитата по the Huffington Post) время пресс-конференции на Капитолийском холме Маккейн. — Мы должны действовать, и мы можем и будем действовать в двухпартийном ключе .
— Под ограничения, видимо, подпадут только будущие сделки, уже совершившихся, к примеру, покупки 19% акций "Роснефти" катарской Qatar Investment Authority и швейцарской Glencore ограничения не коснутся, — замечает в разговоре с Лайфом директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Впрочем, ранее пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест заявлял, что Минфин изучит прошедшую сделку на предмет нарушений санкций США.
— Основная проблема, с которой сталкивались компании, это ограничение доступа к финансированию, но, пока санкции чётко не прописаны, не ясно, как это может усложнить ситуацию, — говорит он.
Точно ясно одно: если санкции одобрят, они перестанут носить точечный характер, то есть не будут распространяться только на отдельных лиц, каким-то образом помешавших планам США, а охватят уже все компании и лица, априори подходящие под определённые условия. Согласно предварительным условиям, прописанным в законопроекте, ограничения будут накладываться на все сделки дороже $10 млн.
Среди санкционных мер — запрет на помощь бизнесу со стороны экспортно-импортного банка США, запрет на займы от финансовых институтов США и международных финансовых институтов, запрет на покупку-продажу имущества в юрисдикции США и др. Последствия законопроекта о санкциях против лиц за покупку-продажу суверенного долга РФ вряд ли будут столь болезненны для российской экономики, предполагают эксперты.
— Во-первых, американские инвесторы из-за опасения преследования со стороны национального правительства уже не один год стараются избегать инвестирования в Россию. Другими словами, крупных американских инвесторов Россия потеряла уже давно, — констатирует ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. — Во-вторых, инвестиции из США никогда не были доминирующим каналом привлечения ликвидности для российской экономики. В-третьих, всегда можно рассчитывать на Азию, которая, в отличие от Запада, не страдает болезнью протекционизма капитала в пользу отдельных регионов.
Юристы, опрошенные Лайфом, сомневаются в том, что обе палаты американского конгресса успеют одобрить документ до ухода Барака Обамы с поста президента США. Скорее всего, законопроект попадёт уже на стол к президенту Дональду Трампу.
— Обычно на обсуждение закона в американском сенате уходит от месяца до трёх, но в особых случаях, когда, к примеру, принятия того или иного законодательного акта требует правительство, законопроект может быть подписан президентом за месяц с момента поступления в Сенат, пояснил Лайфу глава австралийского офиса американской юркомпании Baker Botts Llp Стивен Хастингс. — Так как мы ожидаем инаугурации нового президента Дональда Трампа, то решение будет зависеть в первую очередь от него, — добавил юрист.
— Для того чтобы законопроект стал законом и вступил в силу, он должен быть одобрен обеими палатами конгресса и подписан президентом. Президент может наложить на законопроект вето. Cенаторы его могут преодолеть при повторном рассмотрении в конгрессе квалифицированным большинством — в период президентства Обамы был единственный случай преодоления вето в прошлом году, но вообще это редкость. Крайне маловероятно, что конгресс успеет рассмотреть и принять законопроект, а Обама его подписать до 20 января. Скорее всего, документ останется пшиком, — сказал Лайфу управляющий партнёр "Тарло и партнёры" Алексей Попов. По его словам, президент обязан либо подписать, либо вернуть законопроект (вето) в течение 10 дней.
— Если не сделает этого в этот срок, законопроект становится законом без подписи президента. Для преодоления вето нужно 2/3 голосов в каждой палате при повторном рассмотрении, — добавил эксперт.
Для информации, осенью 2016 года Конгресс США отклонил вето президента страны Барака Обамы на закон, позволяющий жертвам нападений 11 сентября подавать иски о возмещении ущерба к властям Саудовской Аравии.