Почему РПЦ хочет запретить священникам быть банкирами, актёрами и певцами
В Русской православной церкви, судя по всему, решили раз и навсегда навести порядок с активностью её духовенства во внецерковной сфере. Документ "Профессии, совместимые и несовместимые со священством", опубликованный для обсуждения на официальном сайте РПЦ, формулирует целый ряд запретных сфер, участие в которых видных клириков ранее порождало нежелательные сенсации в обществе.
— Документ разрабатывался последние два года, — сообщил Лайфу протоиерей Всеволод Чаплин, до 24 декабря 2015 года возглавлявший Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ и в качестве такового участвовавший в разработке документа "Профессии, совместимые и несовместимые со священством". — Он стал необходим потому, что сейчас большое количество священнослужителей параллельно трудятся на разного рода светских работах... что неправильно, так как для священника его пасторское служение должно быть главным. Есть и канонические правила, запрещающие священнослужителям заниматься определёнными видами деятельности, и если ещё недавно отношение к этому было слишком гибким, то сейчас в православной среде растёт стремление максимально исполнять канонические нормы.
Наибольшую актуальность представляет пункт документа, отодвинутый в самый его конец: "Служение в клире несовместимо с актёрством, с профессией танцора или сценического певца".
Напомним, много кривотолков среди верующих вызвало участие в 2015 году в телевизионном шоу "Голос" иеромонаха (монаха, имеющего сан священника) Фотия (Мочалова), который затем развил активную гастрольную деятельность по различным регионам страны. Вопрос об этом 22 сентября 2016 года прозвучал даже на встрече патриарха Кирилла с игуменами и игуменьями монастырей, на которой настоятель Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) напомнил слова Фотия о том, что в певцы он пошёл, потому что "в монастыре ему было скучно", и отметил, что "для монашествующих это пример не очень хороший".
Стоит отметить, что уже не первый год известны многочисленные примеры священнической самодеятельности на местах, когда клирики выступают со сцены с гитарой, участвуя в крупных музыкальных фестивалях (например, спевший в 2010 году со сцены "Рока против наркотиков" священник Николай Кокурин) и даже организуя свои музыкальные группы (например, "Сыновья России", именующие себя "музыкальной православной дружиной", во главе с иеродиаконом Рафаилом (Романовым) из Оптиной пустыни).
Среди активно приобщившихся к сцене (или можно сказать иначе — приобщающих со сцены) можно назвать, например, настоятеля храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в посёлке Пушкино города Дзержинска Нижегородской области священника Сергия Муратова, являющегося помощником местного благочинного (помощник епископа, исполняющий административное руководство на уровне округа) по делам молодёжи, миссии и образования.
— С этим удивительным человеком жители нашего города впервые познакомились ещё в 2010 году во время фестиваля "Русь Святая", — рассказывал в сентябре 2016 года сайт "Православный Саров", описывая концерт Муратова в городе. — Тогда выход на сцену священника с гитарой вызвал у публики оторопь, это сейчас появилось много подобных исполнителей. Отец Сергий был одним из первых. Он профессиональный музыкант, который, приняв священство в 1992 году, думал, что навсегда зачехлил гитару. Но жизнь показала: нерачительно зарывать в землю таланты, которыми можно послужить Богу. В начале выступления отец Сергий поясняет, что его цель та же, что и у царя-псалмопевца Давида — славить Бога. Только Давид аккомпанировал себе на десятиструнной псалтири, а отец Сергий — на современной гитаре.
Можно вспомнить и широко известного иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), уже несколько десятилетий известного в качестве автора (например, для певицы Жанны Бичевской и других исполнителей православно-монархического направления) и исполнителя песен на православную тематику. Причём на многих видео он поёт в монашеском облачении.
— Их это (предлагаемый в документе запрет на певческую деятельность. — Прим. Лайфа) вряд ли коснётся, — считает протоиерей Чаплин. — Для них, включая иеромонаха Фотия, который получает гонорары за свои выступления, это всё-таки не является профессиональной деятельностью (документ указывает, что "служение в клире несовместимо ... с профессией сценического певца". — Прим. Лайфа). Жизнь того же иеромонаха Романа, который живёт в скиту, пишет там стихи, также сложно назвать примером профессиональной сценической деятельности.
Другое дело — пример священника Иоанна Охлобыстина, снявшегося в целом ряде фильмов и сериалов, герои которых отнюдь не являют собой образцы смирения (например, тиранящий своих подчинённых доктор Быков в сериале "Интерны"), давно уже вызывает кривотолки не только в среде мирян, но и среди духовенства. После того как отец Иоанн сыграл юродивого в нашумевшем фильма Павла Лунгина "Царь" (2009), поднялась мощная волна критики.
— Священник, играющий в фильме, может вызвать искушение у верующих людей, и это всё нужно учитывать, — констатировал в сентябре 2009 года на консервативном сайте "Русская народная линия" даже весьма благожелательно настроенный к Охлобыстину протоиерей Геннадий Беловолов из Петербурга.
В итоге Охлобыстин в конце 2009 года сам попросил патриарха Кирилла временно отстранить его от священнического служения (что и было сделано). Однако, как подчеркнул священник-актёр, вскоре, когда сочтёт нужным, он планирует вновь вернуться к пастырской деятельности.
— Это тот классический случай, когда человек является профессиональным актёром и когда он был действующим священником, этот вид деятельности (актерская карьера. — Прим. Лайфа) для него с какого-то момента стал основным, и поэтому естественно, что сейчас действующим священником он не является, — отмечает протоиерей Чаплин. — Не помню, обсуждался ли лично он (при разработке документа. — Прим. Лайфа), но это пример самый очевидный и самый яркий.
Не коснётся, по его словам, запрет и священников, фигурирующих в фильмах при совершении богослужений или произносящих проповеди в храмах. Такие примеры известны ещё со времён перестройки, когда, как рассказал ранее Лайфу религиозный журналист Марк Смирнов, в известном фильме Владимира Соловьева "Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" роль священника, совершающего крещение главного героя, сыграл настоящий клирик РПЦ.
— Меня пригласили консультировать фрагмент кинокартины, где герой принимает крещение, — вспоминал Смирнов. — Причём в этой сцене сняли даже реального священника, то есть крещение-то было настоящим!
Наконец, ещё один важный пункт, содержащийся в документе.
"Клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества", — предлагают "Профессии, совместимые и несовместимые со священством".
Напомним, РПЦ в лице Финансово-хозяйственного управления патриархии и созданных ей организаций принадлежит 49,7% уставного капитала банка "Пересвет", накануне санации в октябре 2016 года занимавшего 44-е место в списке коммерческих финансовых заведений России.
— Формулировка составлена так, что к ней не относится церковный бизнес, — признаёт протоиерей Чаплин, давно отстаивающий неучастие церкви в финансовых учреждениях, связанных со ссудным процентом, и настоявший на пункте против "элементов ростовщичества" в обсуждаемом документе. — Но тут уже появляется некий двойной стандарт.
Он напомнил, что в "Пересвете" в совет директоров входили в разное время три митрополита, а в настоящее время входит монахиня. Однако такое представительство акционеров также нельзя назвать "работой по найму", так что здесь формально пункты предлагаемого запрета не нарушены.
— Впрочем, я убеждён, что и это дело мирян (а не священнослужителей. — Прим. Лайфа), — считает протоиерей Чаплин.