Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 февраля 2017, 06:00

Капли правды в океане лжи

Журналист Игорь Мальцев — о том, как в Германии травят немецких кинематографистов, снявших документальный фильм о Донецке.

Кадр фильма Frontstadt Donezk. Скриншот © L!FE

Кадр фильма Frontstadt Donezk. Скриншот © L!FE

В берлинском кинотеатре Babylon состоялась премьера фильма Frontstadt Donetsk ("Прифронтовой Донецк. Республика нон грата") Марка Барталмая и Нели Ойстрах.

Двухчасовой документальный фильм, который авторы снимали два года, — подробный рассказ о том, как живёт Донецк и непризнанная республика.

Честно говоря, по личным причинам я не очень хотел смотреть это кино. И потому, что помню Донецк с 1960-х годов по 1990-е, когда это был самый богатый город, полный музыки, студентов и роз. И потому, что я и так знаю, что там происходит и когда именно начинается обстрел.

Но то, что сняли немецкие документалисты за два года жизни в Донецке, это подробная энциклопедия республики. Они показывают, как устроена жизнь в прифронтовом городе — от работы супермаркетов и шахт до деятельности полиции и школ. Это разговоры с руководителями местного оперного театра, который продолжает свою работу, с молодёжью на улицах, с пенсионерками на лавочке — нам дают самый обширный срез местного общества.

Про политику тут никто не говорит. Но из всей этой картины складывается вывод: все эти люди не нужны ни Украине, ни России. Хотя именно Россия в самые тяжёлые дни присылала сюда гуманитарные конвои — в фильме, кстати, показан разбор продовольствия одного из таких конвоев. При просмотре этих кадров хочется очень пристально посмотреть в глаза московским писателям, которые рассказывали про то, как в этих машинах провозили русских солдат и обратно — гробы.

Из фильма видно, что люди пытаются жить старой довоенной жизнью, которая очень похожа на старую советскую. Собственно, никакой другой они и не знали. А ещё видно, что точка, когда они могли бы "вернуться" в состав Украины, уже давно пройдена и теперь их можно только раскатать танками.

Марк Барталмай и Неля Ойстрах излагают свою позицию, которая идёт вразрез с той, что даёт местная пресса. Собственно, антидонецкая пропаганда в России также пользуется отсутствием в прифронтовой зоне мало-мальски неполитизированных источников.

И, когда в конце фильма руководитель миссии ОБСЕ по фамилии Хуг говорит в камеру "Я работаю на Украине и для Украины", зал уже не сдерживает возгласов негодования. А уж заключительная речь канцлера Меркель о том, что "каждый человек имеет право жить в той стране, в какой хочет", вызывает у зала смех.

Огромная работа творческого тандема Барталмай — Ойстрах по документированию того, что происходит на непризнанных территориях, конечно, не могла не вызвать признания на родине. Как минимум два центральных канала ТВ ФРГ назвали их "кремлёвскими пропагандистами", и началась реальная травля кинематографистов. Это произошло сразу после выпуска их первого фильма "Украинская агония. Скрытая война", несмотря на то что кино получило главный приз фестиваля "Призма — демократия в огне — 2015".

"Режиссёра сейчас спасает только то, что он не работает ни на одно издание или телеканал и все фильмы делает на свои и собранные деньги", — говорит Неля Ойстрах.

Зачем он это делает? Потому что он видит, что на этих людей всем наплевать.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров