В Санкт-Петербургской епархии считают, что Исаакий попал "в плен к коммерсантам"
Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев
Такое образное сравнение в беседе с мордовскими журналистами сделал руководитель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин.
— Это же нонсенс, когда храм находится в плену коммерсантов, которые именуют себя музейными работниками и просто зарабатывают деньги на эксплуатации здания! — отметил он. — В последнее время в соборе проводилось много экскурсий для иностранных туристов. Толпы китайцев и японцев входили в священный храм, как в обычный музей. Ни о какой духовной составляющей там и речи не шло, им рассказывали лишь о том, кто и когда построил данное здание. На всём этом зарабатывалось до 700 миллионов рублей (по словам директора Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николая Бурова, в 2016 году доходы музейного комплекса составили более 864 млн руб. — Прим. Лайфа), и только 10% из них тратилось на реставрацию (как заявила 16 февраля этого года специалист научно-редакционного отдела музея Ольга Жарковская, "за десятилетие с 2006 по 2016 год музей направил на реставрацию и ремонт Исаакиевского собора 770,69 млн рублей". — Прим. Лайфа).
Констатировав, что "музейное сообщество печётся о наживе", Пелин рассказал о неудобствах, с которыми сталкиваются верующие при совершении разрешённых им администрацией музея богослужений в Исаакиевском соборе. Согласно опубликованному на сайте музея расписанию, богослужения в превращённом в музей храме Святого Исаакия Далматского проводятся каждый день, кроме третьего буднего дня недели, в 9:00 и 16:00.
— Если во всех храмах Петербурга вечерняя служба начинается в 18:00, то в Исаакиевском — в 16:00, и работающие люди не могут на неё попасть. Каждую среду у сотрудников выходной, собор закрывается, и никто не думает о том, что в этот день может быть какой-то православный праздник, — объяснил руководитель епархиального отдела.
К тому же, как ещё в 2015 году рассказала руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова, "сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии, а в главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники — престольный, Пасхальную вечерню и ещё несколько дней по особой договоренности".
В том году православные впервые обратились с просьбой о передаче собора им в пользование, после чего, как рассказала Лайфу Родоманова, руководство ГМП "Исаакиевский собор", чтобы избежать передачи, пошло на уступки, разрешив богослужения по субботам и воскресеньям в главном приделе, а по будням — в левом. Но верующие до сих пор чувствуют себя в соборе "в гостях", чем и вызвана их новая просьба о передаче его в пользование.
Пелин также сообщил, что "основным специалистам (музея. — Прим. Лайфа) предложили остаться и войти в создаваемую структуру по обслуживанию собора", когда он перейдёт в пользование РПЦ.
В завершение он развеял распространяемые либеральными массмедиа инсинуации о том, что сторонники передачи Исаакиевского собора в пользование Церкви являются антисемитами, указав, что всё обстоит ровным счётом наоборот.
— Недавно беседовал с руководителем Санкт-Петербургской еврейской общины Марком Грубаргом, он признался, что поддерживает нашу инициативу, поскольку безбожники не должны наживаться на религиозной собственности, — указал представитель епархии.