Чтобы судьи не отменяли голы "Зенита", России придётся заплатить €5 млн
На этой неделе после скандала в матче "Амкар" — "Зенит" в российской футбольной Премьер-лиге обсуждали целесообразность внедрения системы определения взятия ворот. Лайф выяснил цену вопроса.
История технологии определения взятия ворот (англ. goal-line technology) насчитывает всего пять неполных лет. Впервые она была опробована ФИФА на клубном чемпионате мира 2012 года, а затем была распространена на другие международные соревнования — Кубок конфедераций 2013 года и, наконец, чемпионат мира в Бразилии.
В последующие годы судейские скандалы из футбола не исчезли, поэтому в преддверии чемпионата мира 2018 года дебатируется уже более полная система видеоповторов, т.е. просмотра ситуаций с положением вне игры, пенальти и других судьбоносных моментов матча.
Пожалуй, ключевым моментом в отношении ФИФА к введению новых технологий стал не засчитанный в 1/8 финала чемпионата мира 2010 года гол Фрэнка Лэмпарда в ворота сборной Германии при счёте 2:1 в пользу немцев. В итоге англичане, ведомые Фабио Капелло, проиграли 1:4.
Из-за высокой стоимости эксплуатации системы она пока установлена только на нескольких десятках стадионов мира и используется лишь в английской Премьер-лиге, Бундеслиге, Лиге 1, Серии А и голландском элитном дивизионе. До прихода технического прогресса в Англии, например, судили так:
А особенно не везло с судейским зрением Криштиану Роналду. В играх за сборную Португалии у него отобрали из-за отсутствия камер на линии два гола, причём оба — весьма эффектные.
Теперь о видеоповторах и системе автоматического определения голов задумались и в России. Причиной тому стал нашумевший матч недельной давности "Амкар" — "Зенит", в котором московский судья Евгений Турбин не зафиксировал два гола петербуржцев, затем засчитал спорный мяч "Амкара" после фола на Анюкове, а потом ещё и не назначил пенальти за фол на Артёме Дзюбе. Правда, если говорить непосредственно о технологиях, то они были бы уместны в одном эпизоде — первом "голе" гостей.
Лайф решил выяснить, как работает система определения взятия ворот, и разобраться, что необходимо будет сделать РФС для её введения на российских стадионах.
На данный момент основных производителей на рынке технологий два: GoalControl-4D и Hawk Eye, ставший известным по использованию в теннисе.
Стоимость — около 300 000 евро на каждый стадион. Интересно, что и здесь ФИФА нашла возможность "срубить" денег. Дело в том, что именно Международная федерация футбола должна сертифицировать установку системы на каждой арене.
За печать представителя организации, к примеру, каждый клуб английской Премьер-лиги вынужден был заплатить около 17 000 евро, то есть всего с англичан ФИФА взяла 350 тысяч. Сумма более чем внушительная, поэтому, например, соседи англичан, шотландцы, отказались от её введения. Как и куда более богатая лига — американская MLS.
Как рассказали Лайфу в GoalControl, принцип работы системы основывается на картинке, создаваемой с помощью 14 камер с обеих сторон стадиона. По семь камер установлено на каждой половине поля на различных ярусах и под различным углом к линии ворот. Они в реальном времени передают картинку в общий компьютерный центр на арене, где строится единая 3D-модель с передвигающимся в трёх измерениях снарядом. Как только мяч пересёк линию ворот, судье отправляется вибросигнал "гол" на специальные часы. Охватывается вся площадь поля плюс пять метров от границы. Погрешность измерений составляет 5 мм. Впрочем, иногда даже они могут оказаться важными, причём в момент, когда кажется, что мяч уже в руках вратаря и никак не может пересечь линию:
Правда, просто так установить систему не получится. Для начала она должна пройти многочисленные тесты. Согласно правилам ФИФА, перед лицензированием система подвергается трём фазам тестирования: в лаборатории, на поле и финальные испытания. В лаборатории происходит проверка часов, мячей и компонентов ворот. Часы проверяют в морозильнике (при температуре –20 градусов), потом доводят температуру до +60, а после устраивают судейскому аксессуару краш-тест: бросают на землю с высоты один метр и трясут в шейкере.
Мяч ездит по так называемому слайдеру,каждая позиция относительно линии ворот фиксируется системой. Фото: fifa.com
Затем испытания переносятся на поле. По воротам бьют с различных позиций и с разной скоростью: несколько ударов низом со скоростью 70 км/ч и верхом (35 км/ч) — в створ, по штангам и перекладине, мимо и выше в непосредственной близости от ворот. После этого в ворота ставится стенка в 120–240 мм за лицевой линией. Кроме того, ворота "обстреливают" различными другими объектами, похожими на мяч, с требуемым результатом "нет гола", чтобы за гол не было засчитано попадание в ворота, например, файера или банана.
Эти процедуры предстоит при желании провести всем клубам российской Премьер-лиги. В том числе и "Томи", если она удержится в элитном дивизионе. Вряд ли ФИФА согласится за бесплатно оставить систему по окончании чемпионата мира, а при нормальных рыночных ценах клубам РФПЛ придётся выложить за оборудование всех стадионов Лиги данной технологией около пяти миллионов евро (или 300 миллионов рублей). По последним экспертным оценкам, бюджеты клубов-аутсайдеров РФПЛ стремятся к цифрам в районе 12–15 млн евро. Понятно, что траты в размере 300 тысяч для таких клубов довольно существенны. А уж если вспомнить внешний вид некоторых российских арен... Где разместить 14 камер "по науке" на пятитысячнике в Оренбурге, ещё и с координационным центром, обрабатывающим всю информацию?
Фото: stadiums.at.ua
Да и в принципе — так ли остро стоит сейчас эта проблема перед российским футболом? Из первых 20 матчей весенней части чемпионата лишь в шести было забито более двух мячей. Тут впору задуматься не о камерах, а о расширении ворот...