Снятся ли трансгендерам электрические стулья
Журналист Игорь Мальцев — о проблеме дискриминации в спорте людей, сменивших пол.
Фото: © East News
Давным-давно, в одиннадцатом веке, в Шотландии придумали вид спорта. В Шотландии много всяких видов спорта понапридумывали, в том числе гольф, но этот был рождён тяжкой жизнью: король Малькольм решил выяснить, кто из граждан может служить самым быстрым гонцом. Бежать надо было по горам и холмам. Так родился не слишком популярный в России горный бег fell running, он же hill running. А в 1880 году была создана Athletic Association of England, которая чётко сформулировала основные принципы горного бега.
Всё это звучало бы исторической пасторалью времён Джаббервоки (Бармаглота), если бы горный бег не ворвался в криминальные новости. На этой неделе был приведён приговор в отношении чемпионки по горному бегу по имени Лорен Джеска: 18 лет тюрьмы за попытку убийства одного из чиновников Ассоциации атлетов.
Дело было ещё в сентябре прошлого года, когда Лорен ворвалась в офис ассоциации, вооружённая двумя ножами, и перерезала горло бывшему чернокожему регбисту Ральфу Ниббсу, ударив его в горло и в голову, "словно она пыталась сделать из него шашлык", по описанию свидетелей. Её пытались скрутить другие служащие ассоциации, которые также получили ранения разной степени тяжести. Когда прибыла полиция, в руках у неё всё ещё были два ножа, а третий был спрятан в одежде.
Попытка убийства чиновника от спорта, при которой жертва кроме пробитого горла получила ещё и кровоизлияние в голову, — финальная стадия долгого разбирательства с чемпионским титулом мадам Джески.
Дело в том, что Джеска был рождён мужчиной. В какой-то момент он решил стать женщиной. Уже в этом сексуальном статусе она изучала гендерные проблемы в университете города Лидс, где ей пришло в голову заняться соревнованиями по горному бегу. Она стала чемпионкой Ливерпульского халф-марафона в 2011-м, три раза чемпионкой Англии и в 2012-м — чемпионкой Британии.
Через некоторое время ассоциация решила, что бывший мужчина имеет некоторые преимущества перед другими участницами соревнований. И уровень тестостерона зашкаливает по вполне естественным причинам. Чемпионка Джеска, опасаясь, что у неё отберут чемпионские титулы как полученные в неравной борьбе, решила зарезать чиновника-регбиста. Что у неё почти получилось.
Сначала, в ноябре 2016-го, суд постановил отправить преступницу на психиатрическое обследование, чем и обусловлено довольно позднее решение второго суда 14 марта 2017-го. Никаких признаков психического заболевания у неё не обнаружено. Только лёгкий аутизм.
Общественность, попавшая в ловушку политкорректности, старается это событие не обсуждать. Чтобы опять "не навредить" или чтобы не кричать "опять ЛГБТ обижают". Даже самые жёлтые газеты не стали давать заголовка "трансгендер искромсал негра ножами". Ну трансгендер, дальше-то что? Личный выбор каждого.
Но вот проблема: ты сделал личный выбор и требуешь, чтобы тебя воспринимали теперь как равного. Или равную. Женщины равны мужчинам. Мужчины равны женщинам. Никто и не спорит — особенно в области прав, в том числе и на равную оплату труда. Но тут ты, решив, что теперь становишься женщиной, начинаешь с женщинами биться за призовые деньги по горам и холмам Озёрного края. И выигрываешь раз за разом. И тебе говорят: "Так, чувиха, вообще-то у тебя скелет мужской, ДНК мужская, тестостерон на уровне мужчины и мускулы", — и красивый лозунг про равенство начинает покрываться мелкими трещинками. И вообще-то ты мужик.
Но Джеска и не скрывала, что раньше была мужчиной. Тогда встаёт вопрос об отборе на соревнования по принципу реальной справедливости, а не лозунговой. А далее — вопрос о дискриминации трансгендеров в спорте. И понеслось. А в спорте это вполне себе проблема — все эти проверки на тестостерон.
Но есть обратные примеры перехода. Например, бывший член университетской женской команды по волейболу Кай Алламс, который потом стал мужчиной. Это, конечно, задача посложнее и требует огромных физических усилий в спорте. Он, кстати, потом стал одним из авторов книг, спикером сообщества. В 2014 году предпринял попытку самоубийства.
А вообще, различные виды спорта по-разному трактуют права "перешедших" спортсменов. Когда встал вопрос об участии бывшего мужчины Мианны Баггер в профессиональных турнирах, в правила участия в женском турнире ввели строчку "…а также те, кто должен был родиться женщиной". При этом сама Мианна всячески популяризировала некие медицинские исследования, которые утверждали в 2004 году, что "физических преимуществ трансгендеров перед женщинами в спорте не существует".
Но тем не менее в спорте больших достижений существует sex test. Это началось в женском спорте ещё перед европейским чемпионатом в Бельгии в 1950 году. Как правило, это тест на набор хромосом, уровни гормонов, обследование гениталий и т.д. Тогда тесты проводились среди участников на территории их стран. Во многом это был прекрасный плод идеологической войны: считалось, что некоторые из лучших атлеток СССР и ГДР — никакие не женщины.
На олимпийских играх тесты уже перевели на место проведения Игр в 1968 году. Противники sex test утверждают, что это унизительно и нарушает права человека. Приводит спортсменок к изоляции, депрессии и к самоубийству.
В то же время в футболе ФИФА установила гендерный тест в мае 2011-го. А Олимпийский комитет сообщил, что "данные тесты не призваны выявлять и объявлять пол спортсмена. Они предназначены только для того, чтобы установить возможность данного атлета участвовать в женском виде спорта (если наличествует гиперандрогинность. — Прим. ред.) или возможность его участия в мужском виде данного спорта, если он существует".
То есть исследования 2004 года были всё-таки фуфлом. А олимпийским чиновникам зачёт за формулировку. Олимпиады и так проходят в обстановке разных мелких войн всех со всеми. Им ещё пинков от ЛГБТ не хватало.