Регион

Уведомления отключены

28 марта 2017, 05:00

Выпьем на заправке? Топливное лобби призывает вернуть водку в магазины при АЗС

Как рассказали Лайфу в объединении представителей автозаправочного бизнеса Независимый топливный союз (НТС), они обратились с письмом к главе Минздрава Веронике Скворцовой. Цель обращения — снять наложенный ещё в 2011 году запрет на продажу алкоголя в магазинах при АЗС. Свою позицию бизнес объясняет тем, что количество "пьяных" ДТП не зависит от того, где водители покупают "горячительное". А вот ущерб владельцам самих автозаправочных станций от принятых шесть лет назад мер близок к критическому...

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Кошелёк или жизнь

Ради того, чтобы раз и навсегда отучить россиян пить за рулём, государство на жёсткие меры не скупилось: сначала в 2011 году был введён запрет на продажу алкоголя на АЗС, а затем в 2013-м значительно выросли штрафы за "пьяное" вождение. Но меры едва ли возымели действие: за последние шесть лет с момента ввода запрета число "пьяных" ДТП значительно не снизилось, а по сравнению с предзапретным 2010 годом, наоборот, даже выросло на 3% — до 12 641 случая за 2016-й, свидетельствует статистика ГИБДД.

 Можно с уверенностью констатировать, что указанные меры не возымели должного результата. Единственным результатом, которого удалось добиться запретом, явилось снижение рентабельности бизнеса топливной розницы, закрытие ряда магазинов на АЗС, сокращение рабочих мест и отток клиентов, — о направленном обращении сообщили Лайфу представители Независимого топливного союза.

Запрет вкупе со снижением прибыльности в топливной рознице существенно снижает конкурентоспособность многих независимых от крупных нефтекомпаний АЗС. Их доходность и так постоянно снижается, жалуется бизнес: идёт рост цен на энергоносители, повышаются кредитные ставки, притом что государство ведёт жёсткую акцизную политику и постоянно сдерживает рост цен на топливо. По данным "ИнфоТЭК", за прошлый год оптовые цены на бензин и дизель действительно заметно повысились — на 5 и 6% соответственно, в то время как акцизы выросли сразу на 71 и 45%.

Розничные цены на топливо рано или поздно вырастут, однако, на наш взгляд, этот рост не будет столь значительным, если владельцы АЗС получат возможность извлекать дополнительный доход из смежных направлений деятельности, — считают в союзе.

По словам Баженова, союз завершает своё исследование по целесообразности запрета, проанализировав статистику по продажам алкоголя и числу "пьяных" ДТП с 2006 по 2016 год.

Однако уже сейчас можно сделать вывод, что запрет не сказался на снижении ДТП, — заключает он.

Запрет рассорил Минздрав и Минпромторг 

Как правило, в тяжёлые времена именно мини-маркеты спасают владельцев АЗС от закрытия. К примеру, в Европе продажи нетопливных товаров формируют от 60 до 70% прибыли АЗС. В отличие от ЕС, в России продуктовая составляющая в общей прибыли АЗС варьируется от 15 до 30% в зависимости от сети, замечает в разговоре с Лайфом руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Но популярность постепенно растёт — к примеру, с сентября 2015 года по сентябрь 2016-го поток посетителей кафетериев на АЗС в крупнейших российских городах вырос на 7%, ранее писала исследовательская компания NPD.

В то же время в России запрет нарушает конкуренцию, действует исключительно в интересах крупного ретейла и ведёт к монополизации рынка розничной торговли алкоголем. В гипермаркеты люди тоже приезжают на машине покупать алкоголь, однако это обстоятельство почему-то не вызывает у органов власти желания наложить на них запрет, — замечают топливники. — Более того, на АЗС практически исключена покупка алкоголя несовершеннолетними, а также более вероятно выявление пьяных водителей, приехавших на АЗС, чтобы "догнаться". 

Если человек хочет  он найдёт где купить выпить и без АЗС, соглашается с ними координатор общества "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов.

То, что у человека с головой не всё в порядке — он купил водку и выпил её за рулём, — ну, дураков у нас много, но почему нужно ограничивать продажу нормального продукта — не ясно, — говорит он.

За все шесть лет запрета ни ГИБДД, ни Минздрав так и не привели конкретной статистики по тому, как продажа алкоголя влияет на число ДТП, замечает Канаев. Между тем отсутствие этой связи уже заметили в правительственном Минпромторге.

Этот запрет никаким образом не влияет на статистику правонарушений и аварийность на дорогах. Так, любой супермаркет или гипермаркет имеет парковку, и люди приезжают за покупками на автомобиле, как и в магазины при АЗС, — сообщили Лайфу в ведомстве. — Кроме того, отсутствие алкогольной продукции в магазинах при АЗС ухудшает комфорт потребителей и рентабельность магазинов, что отражается на ценах в сторону увеличения. Снятие этого запрета послужит развитию конкуренции и, соответственно, снижению розничных цен.

Однако руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, статистика "не упавшего количества "пьяных" ДТП после запрета продажи алкоголя на АЗС" ещё ни о чём не говорит. Более того, он предположил, что если бы подобные меры приняты не были, то количество нарушений на дорогах могло вырасти ещё сильнее. 

Заправка — это отдельная культура по безопасности, так и должно оставаться в сознании граждан, — считает он.

Если Минздраву боязно сразу отменять запрет, можно начать с допуска к продаже алкоголя только для проверенных заправок, к примеру с качественным топливом и наличием кафе и туалета, предлагает Канаев из Федерации автовладельцев России.

Между тем инициативу уже поддержали в Госдуме: в январе соответствующий законопроект о возвращении алкоголя на АЗС внёс депутат Думы Геннадий Орлов. В Минздраве, впрочем, грядущее возвращение алкоголя пока не прокомментировали.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров