Часть Среднего Запада и Восточного побережья США традиционно были районами сталелитейного производства и тяжёлой промышленности, и называли их «фабричным поясом». Однако с наступлением постиндустриальной эпохи многие заводы пришли в упадок, какие-то были закрыты и даже заброшены, а те земли стали называть ржавым поясом Америки. Собственно, заброшенные промзоны в районе Московской окружной железной дороги, реконструированной сегодня в МЦК, — это «ржавый пояс Москвы», который с развитием новых районов и бизнес-инфраструктуры должен стряхнуть с себя ржавчину прошлых лет и снова засверкать!
«Когда-то и МКАД был исключительно транспортной артерией, по которой люди добирались от точки А до точки Б, — вспоминает Александр Сазонов, руководитель программы МВА «Стратегический менеджмент» института МИРБИС. — Однако после того как в конце 1990-х — начале 2000-х годов его застроили крупными торгово-развлекательными и офисными комплексами, магистраль замерла в пробках, поскольку люди массово поехали уже в конкретные точки, а не только транзитом. Обилие таких центров удобно для граждан и хорошо для бизнеса, если бы не затруднения для городского движения… И в этом смысле отрадно, что МЦК в этом плане ждёт та же судьба, но уже без мкадовских проблем».
Дело в том, что в столице осталось не так много мест, где можно было бы строить новые крупные торговые, развлекательные, спортивные и офисные объекты, и поэтому территории вблизи станций пассажирского кольца МЦК очень привлекательны для таких инвестиций. С развитием городской инфраструктуры трафик на МЦК перестанет быть преобладающе транзитным — к нему добавится целевой: люди будут ездить на «Ласточках» за покупками, развлечениями и занятиями спортом. Но, в отличие от автомобильной трассы, на железной дороге это не вызовет пробок, а с пассажиропотоком справится заложенный в МЦК значительный резерв пропускной способности.
«Московское центральное кольцо изначально проектировалось с трёхкратной провозной способностью», — подтверждает Роман Латыпов, первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе. По прогнозам, только за первый год эксплуатации МЦК перевезёт порядка 75 миллионов пассажиров, а к 2025 году — по 300 миллионов человек в год. И по тому пассажиропотоку, который наблюдается сейчас, видно, что прогнозы оказались верны.

Сегодня на МЦК курсируют «Ласточки» в пятивагонном исполнении, а в дальнейшем, при росте пассажиропотока, число вагонов может быть увеличено до 10. Также планируется сократить интервалы движения и обеспечить высокочастотный график — технические возможности для этого уже заложены в инфраструктуре. Сейчас в пиковые часы поезда курсируют раз в 6 минут, в остальное время раз в 12 минут. «Но уже сейчас мы с РЖД обсуждаем возможность сокращения интервалов до 4 минут в пиковые часы, так как пассажиропоток прирастает на 7% еженедельно», — подчеркнул Роман Латыпов.
И Московское центральное кольцо, и новые объекты коммерческой инфраструктуры рядом с ним — всё это во многом рассчитано на жителей будущих новых районов, которые в ближайшее время будут построены на заброшенных заводских территориях. По словам специалистов Москомархитектуры, на таких землях сейчас возводится порядка 20% новой городской недвижимости: в частности, за последние 6 лет в бывших промзонах возведён 451 объект недвижимости общей площадью 10,2 млн кв. метров, и примерно треть от этого объёма пришлась на жильё. К примеру, на ЗИЛе возводится порядка 6 млн кв. м недвижимости для более 30 тысяч жителей, ещё один микрорайон с площадью жилья более 660 тыс. кв. м. планируется построить на 31 га бывшего завода железобетонных изделий и труб в районе Филёвского парка.
Новые районы у кольца — это зоны современного, красивого города. Возле платформ МЦК «ЗИЛ» и «Автозаводская» проектируется мощный культурно-спортивно-образовательный кластер: здесь развивается технопарк, действуют крупнейший спортивный комплекс, ледовая арена, плавательные бассейны, а на центральном бульваре строящегося района будут сосредоточены театры, музеи и концертные залы. Но самое главное — это грамотный транспортный подход. Так, на ЗИЛе, помимо двух станций МЦК, транспортный каркас нового городского района будет включать четыре станции метро и сеть магистральных и местных дорог! Планируется продление Симоновской набережной от существующего участка до ТТК и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда (с мостом), а также строительство дороги от ТТК через районы Южнопортовый, Печатники, Марьино, Братеево до МКАД.
«ЗИЛ будет выдающимся проектом с точки зрения градостроительства и архитектуры отдельных зданий, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — К проектированию жилых кварталов ЗИЛа привлекаются разные архитектурные команды, но для всех кварталов действуют единые правила дизайн-кода: не менее 70% фасадов должно быть исполнено в клинкерном кирпиче. Причём каждый из задействованных в проекте архитекторов может создать свой вид кирпича».

Бывший завод железобетонных изделий и труб расположился рядом с Филёвским парком, неподалёку от станции МЦК «Шелепиха». Это территория для района, не столь знакового, как ЗИЛ, но тоже очень современного и тоже у воды! Сегодня площадь завода занята строениями производственного и коммунального назначения, большая часть из которых находится в неудовлетворительном состоянии. Прямой доступ к Москве-реке ограничен, берег не благоустроен, а зелёные насаждения в запущенном виде. Но скоро 32 гектара будут застроены домами с подземными паркингами, многоуровневыми гаражами, появятся детские сады, поликлиника, две школы, объекты общественного питания, бытового обслуживания и всё необходимое для комфортной жизни в мегаполисе.
На развитие территорий в зоне действия МЦК уйдёт несколько лет. Но уже сейчас специалисты могут спрогнозировать, как будет оздоравливаться и украшаться бывший «ржавый пояс Москвы». «Кольцо расположено в пределах наиболее экономически активной зоны города, где наблюдается повышенная концентрация коммерческой и офисной недвижимости, — отмечает аналитик инвестгруппы АЛОР Кирилл Яковенко. — Если говорить о новых жилых объектах в непосредственной близости от станций МЦК, то речь идёт о 14 жилых комплексах, находящихся на различной стадии реализации, однако со временем их число вряд ли существенно возрастёт».

По словам эксперта, основная новая застройка коснётся реорганизуемых промзон на территории бывшего завода ЗИЛ и на пересечении с Волгоградским проспектом, ещё несколько перспективных участков для застройки находится в Нижегородском районе. В остальном же к МЦК прилегают районы с достаточно плотной и непригодной для частичного редевелопмента советской многоэтажной застройкой. Новое жильё в основном в средней ценовой категории, что объясняется относительной близостью к центру, если сравнивать с периферийными районами, и транспортной доступностью.
«Помимо строительства районов с нуля, главные направления освоения промзон — это перевод производственных площадей в категорию лофтов и продажа их как апартаментов для проживания, а также создание складских помещений и технопарков, — считает Анна Букринская, директор по коммуникациям сети индустриальных парков DEGA Development. — Технопарки — это площадки для развития в первую очередь инновационного бизнеса. В то же время многие производственные компании используют небольшие площади в Москве для лабораторных исследований своей продукции, а потом внедряют опытные образцы на реальное производство, но уже в рамках индустриальных парков. Таким образом, освоение пустующих промзон в связи с запуском МЦК позитивно скажется на смежных отраслях экономики».

Говоря же о любимых горожанами крупных торгово-развлекательных центрах, на 11 из 31 станции МЦК расположено 12 крупных торговых центров: из них 7 центров — в зоне до 100 м от станции, 5 центров — в радиусе десяти минут пешком. Их посещаемость может вырасти до 15%, что является хорошим показателем для бизнеса, говорится в исследовании международной консалтинговой компании Knight Frank. Существенно улучшился доступ к некоторым торговым объектам, расположенным в отдалении от станций метрополитена: ТРЦ «Золотой Вавилон» у «Ростокино», будущий ТРЦ OZ Mall и другие. Если же брать офисную недвижимость, то стоит отметить, что в зоне пешей доступности от 18 станций МЦК расположено 66 бизнес-центров. Из этого объёма около половины приходится на станции, расположенные в районе ММДЦ «Москва-Сити», а также на территории «Большого Сити»: «Деловой центр», «Кутузовская» и «Шелепиха».
«Безусловно, МЦК позитивно повлияет на рынок коммерческой недвижимости Москвы, — отметил Сергей Гипш, управляющий партнёр Knight Frank. — В целом новый импульс к развитию получат более 3,5 миллиона квадратных метров торговых и офисных площадей. Открытие новых станций МЦК быстро сказывается на посещаемости ТЦ, росте выручки торговых операторов, в прилегающих зонах к станциям начнется активное развитие стритретейла. В районе МЦК имеет смысл строить новые бизнес-центры!»

Между прочим, многие торгово-развлекательные центры, где тысячи москвичей проводят выходные и куда ездят за покупками по вечерам в будни, уже сейчас получили серьёзные плюсы от запуска МЦК, ведь ряд станций кольца открылся возле уже действующих коммерческих объектов. Это и ТРЦ «Метрополис» у станции «Балтийская», и ТРЦ «Мозаика» у станции «Дубровка», и «Афимолл-Сити» рядом с «Деловым центром».
«Теперь для жителей близлежащих районов значительно сократилось время в пути, — говорит Михаил Лоскутов, директор по внешним коммуникациям ТРЦ «Афимолл-Сити». — Например, до «Москва-Сити» можно доехать за считаные минуты без пересадок от станций метро «Полежаевская», «Войковская» и «Спортивная», которые объединены с другими ТПУ в западной части МЦК». По статистике, более 60% покупателей приезжают в «Афимолл» на метро, поэтому развитие общественного транспорта заметно поспособствовало увеличению трафика.

Евгений Балабас

Иллюстрации: РИА Новости, Wikimedia Commons,
Facebook (ТЦ МЕТРОПОЛИС, АФИМОЛЛ Сити, ЖК «Зиларт»),
пресс-служба Московского метрополитена, пресс-служба ОАО «РЖД»

© 2016 Все права защищены News Media