Ужесточение ОСАГО: что изменилось
В России изменилась система возмещения ущерба по автогражданке: денежные выплаты заменил восстановительный ремонт.
28 апреля 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения над денежными выплатами. Лайф расскажет о том, как изменится жизнь водителей и есть ли шанс после аварии получить деньги, а не направление на ремонт.
Нововведения распространятся только на автовладельцев, которые купят полис автогражданки начиная с 29 апреля. В случае повреждения авто в ДТП им предложат только ремонт в сервисе, аффилированном со страховой компанией. Те, кто заключил договор автогражданки до этой даты, пока ещё смогут взять деньги у страховщика и отремонтировать машину на стороне.
Теперь при заключении договора ОСАГО страховщик заранее предложит клиенту самостоятельно выбрать сервис, в который машина отправится на ремонт в случае чего. Впрочем, полной свободы нет: выбрать можно лишь одну из СТО, с которой у страховщика заключён договор о сотрудничестве. Таким образом, далеко не всегда получится чинить авто там, где человек привык обслуживать и ремонтировать свою машину.
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
Хоть новые правила и предусматривают, что клиент может предложить страховщику починить авто в знакомом сервисе, где машина обслуживалась ранее, проверка такой СТО, добавление её в реестр партнёров страховой и заключение с ней необходимых договоров может затянуться на два-три месяца.
Расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км — его могут измерить от двух точек: места ДТП или адреса регистрации автовладельца. Если же в указанном радиусе такого сервиса нет, то страховщик предложит эвакуатор до дальнего сервиса или возмещение деньгами. Но при отказе от удалённого сервиса страховщики угрожают занизить выплату.
— Стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться от направления в сервис. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километров от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме, — рассказал глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Получить деньги, согласно новым правилам, можно будет ещё в нескольких случаях: при причинении тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью или смерти потерпевшего, полном уничтожении автомобиля или же превышении стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО, который составляет 400 тыс. руб. Также денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
В остальном же схема действий пострадавшего автовладельца после ДТП не поменялась. После аварии автомобилист обращается с заявлением о страховом возмещении в "свою" страховую компанию, страховщик же после осмотра автомобиля и оформления документов даёт направление на выбранную ранее СТО для ремонта. По закону автомобиль должны отремонтировать максимум за 30 дней. За каждый день просрочки со страховой будут взимать штраф в размере 0,5% от общей суммы возмещения. Для понимания: с учётом средней выплаты по ОСАГО в 60 тыс. рублей клиенту будет положено 300 рублей за каждый день просрочки.
В РСА утверждают, что при наличии необходимых запчастей восстановление не займёт больше недели.
— Как правило, при наличии запчастей работы проводятся в течение трёх — семи дней при незначительных авариях, в сложных случаях — в течение 15 дней, — рассказали в пресс-службе РСА.
Однако работы могут затянуться, так как закон обязывает использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Для редких и возрастных автомобилей это достаточно сложно.
Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год — на кузовные и лакокрасочные работы. При этом автомобили не старше двух лет, имеющие заводскую гарантию, должны ремонтироваться в дилерских сервисах, чтобы эту гарантию сохранить. Если автовладелец недоволен тем, как в предложенном страховщиком сервисе отремонтировали его автомобиль, — он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.
Страховая компания должна провести проверку, и если факт некачественного ремонта подтвердится, то машина отправится в другой сервис, а с напортачившей СТО страховщик перестанет сотрудничать. Очевидно, что такая форма ОСАГО ведёт к большим проблемам для автомобилистов. Скорее всего, после многочисленных жалоб автовладельцев на низкопробный ремонт ОСАГО придётся снова реформировать.