30 лет пуску ракеты "Энергия"
Фото: © РИА Новости/Александр Моклецов
15 мая 1987 года состоялся первый пуск уникальной космической транспортной системы, основой которой стала сверхтяжёлая ракета "Энергия".
Исторический отрыв: 30 лет полёту ракеты-носителя "Энергия"
Зарубежные космические агентства и частные космические компании не первый год бьются над созданием тяжёлой транспортной системы для вывода полезной нагрузки в космос. Для учёных-ракетостроителей из Советского Союза тема сверхтяжёлого космического транспорта оказалась пройдена 15 мая 1987 года, когда со стартового стола оторвалась уникальная ракета-носитель "Энергия".
Ещё 30 лет назад перед советской космонавтикой стояли те же задачи, что и сейчас: отправка автоматических станций и подготовка пилотируемых полётов к Луне и Марсу, вывод на орбиту тяжёлого груза, в том числе модулей орбитальных станций.
Сверхтяжёлая двухступенчатая ракета "Энергия" уже в конце 80-х поражала воображение специалистов. Стартовая масса — 2400 тонн, высотой с 20-этажный дом. Оторвавшись от стартового стола, "Энергия" могла вывести на орбиту или в космос 100 тонн полезной нагрузки, целевое назначение которой могло быть самым разным.
Первый пуск "Энергии" осуществили с прототипом уникальной орбитальной лазерной боевой системы "Скиф-ДМ". Космический аппарат "Полюс" в точности копировал массогабаритные характеристики боевой орбитальной системы и позволил просчитать жизненно важные параметры для выведения боевой станции на орбиту. Ещё через год "верхом" на "Энергии" взлетел уникальный многоразовый космический корабль "Буран", технологически опередивший время на 15–20 лет.
На базе "Энергии" разрабатывались технологии полностью многоразовых космических пусков, которые до серийного производства и использования по прямому назначению были доведены лишь несколько десятилетий спустя, и, увы, не в России. Эксперты поясняют, что в ракету "Энергия-2" (в других источниках — "Ураган") закладывались технологии возврата и посадки на обычные аэродромы. Эти наработки легли в основу создания возвращаемых ускорителей "Байкал" для сверхтяжёлых ракет "Ангара".