Чёрная дыра вместо солнца
Журналист Игорь Мальцев — о вокалисте Soundgarden и универсальном солдате Крисе Корнелле.
Фото: © picture alliance / dpa/EAST NEWS
Ещё "Нирвана" не записала свой первый альбом, а группа Soundgarden уже была надеждой сиэтлской музыки. Новой музыки под названием гранж. Ещё в мае 1989-го музыканты выступали на разогреве с Mudhoney, которая уже была крутой, и, что примечательно, за один вечер оттянули на себя внимание аудитории. Народ понял, что вот у этих парней точно получится стать "следующей большой группой". Они были и потяжелее всех стальных, и у вокалиста, которого звали Крис Корнелл, был потрясающий голос. Причём манера у него была скорее блюзовая, чем панковая. К чему нас напрямую отсылает их первая пластинка под названием Ultramega OK — на ней есть кавер на песню классического блюзмена Хаулина Вульфа Smokestack Lightning.
Да, и это было очень по-ледзеппеленовски. Плюс сам Корнелл, молодой длинноволосый красавчик, не чурался героических поз своего кумира — Роберта Планта. Всё-таки они были "почище" остальных чумазеньких авторов гранжа типа их друзей Green River.
Кстати, тот концерт, который закончился влезанием на сцену публики, Корнелл завершил словами: "Мы — Black Sabbath, спокойной ночи".
И у них всё получилось: они стали одной из самых первых команд, которые получили контракт с крупным лейблом A&M и привлекли внимание мейнстрима — опять-таки задолго до выхода Nevermind Кобейна. Но связка "Корнелл плюс гитарист Ким Тайил" была убойная. И именно от них ждали, что они проломят двери для альтернативного рока, а вовсе не от "Нирваны". Их второй альбом, Louder Than Love (1989 г.), стал хитом уже мировым. И номинировался на Grammy. Как-то всё быстро произошло. И тут музыкантов начали слегка пинать знатоки, утверждая, что группа потеряла остатки иронии и самоиронии. Тем не менее там есть отличные номера.
Когда вышел третий диск, Badmotorfinger, и даже дошёл до 39 места в хит-парадах, вдруг их успех затмил альбом Nevermind. Тогда Soundgarden подписалась на гастроли с Guns N’ Roses и записала трогательный трибьют покойному музыканту Эндрю Вуду из их тусовки, из группы Mother Love Bone, под названием Temple of the Dog.
В 1994-м опять выпустила диск, который получил аж две премии Grammy, — Superunknown. Ещё бы — на диске была песня Black Hole Sun, которая роднила группу с конкретной поп-музыкой. А что людям надо? Песенку крутили по MTV до тошноты. Но песня не виновата. И клип отличный. Через два года группа запишет ещё один альбом и распадётся.
Корнеллу повезло всё-таки с голосом, он без работы не остался: три сольных альбома — Euphoria Morning, Carry On, Scream — и работа с группой Audioslave (совместный проект с музыкантами Rage Against The Machine). Тут он себе позволял "полный "Лед Зеппелин" типа песенки Cochise.
Но даже куча денег и мультиплатиновый успех не удержали группу от распада.
Теперь Корнелл не был заключён в рамки сиэтлского или любого другого тяжёлого стиля и позволял себе что угодно. Благо его вокал достаточно гибкий. Он мог петь вообще всё. Мог под акустику и виолончель слабать Принса — Nothing Compares 2 U. Он был универсальным солдатом и никогда не был сбитым лётчиком. Он много занимался музыкой для кино. В частности, его ремикс "Mission", которая стала "Mission 2000", весьма естественно вписался в блокбастер "Миссия невыполнима".
И, конечно, кино про Джеймса Бонда "Казино "Рояль". С такими вещами, как бондиана, интересное происходит: они на века, пока будет кино, впечатывают имя исполнителя титульной песни в историю.
Удивительная глупость — умирать богатым, молодым и талантливым счастливчиком. При этом причина смерти его пока не слишком понятна. Говорят даже про самоубийство.
А вот Джимми Пейдж из Led Zeppelin просто написал: "RIP Крис Корнелл. Потрясающе талантливый. Потрясающе молодой".