Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
Посещая сайт life.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.
Ок
11 августа 2017, 06:00

Русский миллиардер вложил $150 млн в металл для производства электрокаров

Инвестфирма экс-владельца "Мечела" Владимира Йориха основала фонд, который займётся скупкой металлов, применяемых при производстве литий-ионных батарей для электромобилей и мобильных телефонов. Первые ивестиции направлены на скупку кобальта и ценных бумаг добывающих металл компаний.

Фото: © REUTERS/James Akena

Фото: © REUTERS/James Akena

Инвестфирма Pala Investments миллиардера Владимира Йориха (экс-партнёра Игоря Зюзина по горно-металлургической компании "Мечел") основала фонд, который займётся скупкой металлов, применяемых при производстве электромобилей. Фирма уже вложила в него $150 млн. 

Фонд Pala New Energy Metals будет закупать кобальт, литий, ванадий, редкоземельные металлы, никель и цинк. Pala Investments вкладывает в фонд как свои средства, так и ресурсы других инвесторов.

Фирма раньше закупала кобальт, потому что он пользовался повышенным спросом со стороны автопроизводителей. Спрос рос такими темпами, что цена на металл удвоилась за последние 12 месяцев.

— Мы сконцентрировались на развитии химических батарей. Это нам позволило инвестировать на самой ранней стадии в производство разных компонентов для аккумуляторов, — пояснил Стефен Гилл, управляющий партнёр Pala в Цуге (Швейцария).

Компания поначалу приобретала физический кобальт, но в этом году продала канадскому производителю Cobalt 27 Capital Corp запас накопленного сырья в обмен на деньги и акции. В июне она обменяла еще 626 т кобальта на акции канадского производителя и теперь является владельцем 19,5% канадской компании, капитализация которой превышает $216 млн.

Запасы кобальта у Cobalt 27 Capital Corp составляют 2158,6 т, или около 2,5% годового спроса на этот металл в мире. Цена на металл на спотовом рынке за прошедшие 12 месяцев выросла почти на 120% и достигла $57,5 тыс. за тонну.

В Pala готовы биться об заклад, что спрос на определённые промышленные металлы в течение нескольких лет сильно вырастет, потому что производители будут выпускать больше электрических батарей.

— Предложение такого металла, как кобальт, будет недостаточным, чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос в ближайшее десятилетие, — полагает Стефен Гилл.

Кобальт — важный компонент литий-ионных батарей, которые применяются всюду — от автомобилей Tesla до iPhone. Аналитик Citigroup Хиз Янсен считает кобальт "волшебным металлом, который приносит прибыль из-за бума производства электромобилей в мире".

Металл, большая часть которого производится в  Демократической Республике Конго, считается более эффективным, чем применявшиеся ранее в батареях минералы.

Pala будет инвестировать в облигации и акции добывающих компаний. Но в компании не исключают, что будут продолжать покупать физический металл с целью хранения и извлечения прибыли от роста цен.

Планы накапливать промышленные металлы в прошлом вызывали опасения у потребителей в том, что цены можно повышать искусственно.

Рынок кобальта отметился в годы после финансового кризиса 2008-го избытком предложения, прежде чем спрос на электробатареи привёл к дефициту металла.

По мнению Стефена Гилла, технологии производства батарей двигаются в сторону других металлов:

—То, что сегодня является кобальтом, завтра может стать никелем, — говорит Гилл.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов предполагает, что вложения в кобальт могут обеспечить Йориху хорошую доходность инвестиций.

— Применение кобальта в литий-ионных батареях, как ни удивительно на первый взгляд, обещает хорошие перспективы. Дело в том, что кобальт в их производстве применяется для изготовления катода и подобные батареи обладают большой удельной энергоёмкостью. Правда, их срок службы составляет около 3 лет и они более дороги по сравнению с батареями с использованием марганца. Тем не менее учёные работают над улучшением их эксплуатационных параметров (хотя создаваемые в ряде научных центров алюминий-ионные батареи могут оказаться по многим параметрам гораздо лучше литий-ионных). Поскольку выпуск литий-ионных батарей и аккумуляторов набирает обороты и имеет тенденцию к росту в будущем за счёт увеличения производства электромобилей, то вполне естественно, что он потянет за собой вверх спрос и цены на кобальт. Вложения же различных фондов в покупку данного металла могут вызвать новый виток цен, и при благоприятных обстоятельствах (если никто не вздумает внезапно выбросить большое количество металла на рынок) доходность от подобных сделок может достигнуть порядка 10–20%, — прокомментировал Лайфу Леонид Хазанов.

Сегодня на планете добывается свыше 120 тыс. тонн кобальтсодержащего сырья (в пересчёте на чистый металл), причём более половины приходится на долю Демократической Республики Конго, тогда как Канада, Россия, Австралия, Замбия следуют за ней с большим отрывом. Зато основные мощности по производству чистого кобальта находятся в Китае, России и Европе.

По прогнозам экспертов Bloomberg New Energy Forecast, уже через два десятилетия электромобили обгонят по продажам своих одноклассников с двигателями внутреннего сгорания. Эта трансформация перевернёт автопромышленность вверх тормашками и создаст большие проблемы для стран-экспортёров нефти, из которой производится топливо.

Дата "обгона" может наступить уже в 2038 году. К 2025 году электрокары будут по цене в среднем такими же, как машины с двигателями внутреннего сгорания. Сейчас стоимость Tesla может превышать стоимость бензинового автомобиля в два и больше раз. Энергопотребление машин с электродвигателями вырастет к 2040 году до 1,800 тераватт/часов и составит 5% глобального спроса на электричество, в 2016 году потребление составляет 6 тераватт.

Автомобили на электробатареях составят треть мирового автопарка, а это означает, что спрос на топливо может сократиться минимум на 8 млн баррелей в день. Для сравнения, ежедневный экспорт Саудовской Аравии составляет сегодня около 7 млн баррелей.

— Это чистая экономика, цены на литий-ионные батареи снижаются сильнее и быстрее, чем многие ожидали, — говорит аналитик Колин Маккерачер.

Производители традиционных автомобилей могут пострадать от роста производства электрокаров, если не приспособятся к прогрессу, а вот производители сырья, наоборот, получат прибавку к выручке.

Спрос на никель и алюминий со стороны производителей электрокаров вырастет с 5 тыс. т до 327 тыс. т. А производство лития, кобальта и марганца увеличится в сто раз, прогнозируют эксперты Bloomberg New Energy Forecast.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров