120 тысяч потенциальных убийц. Кто заработает на замене лифтов в России
Правительство собирается передать крупнейший заказ на поставку лифтов нескольким отечественным заводам и их владельцам — банкам. Во сколько это обойдётся бюджету, выяснял Лайф.
Две недели назад в микрорайоне Парковый в Челябинске произошло ЧП: лифт, в котором находилось шесть человек, в том числе и беременная женщина, сорвался с троса и рухнул в шахту. Людей спасли. По счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал, но это скорее исключение из правил. Например, трагедией закончился похожий случай в московском элитном жилом комплексе "Алые паруса" в январе прошлого года. Из-за резкой остановки у лифта отвалилось дно, и жительница дома с высоты седьмого этажа упала в шахту. Женщина разбилась.
Казна доплатит
Если такие аварии происходят в новостройках, где стоят новые лифты, то что же тогда говорить о старом жилом фонде. По данным Минпромторга, треть всех лифтов в стране — около 120 тыс. штук — изношены и стали опасны для людей. Ремонтировать их бесполезно, потому что ресурс в размере 25 лет уже выработан. Большинству регионов России на обновление лифтов потребуется около 30 лет, поэтому решать проблему нужно срочно. Так, в 2016 году в Санкт-Петербурге было 13 тысяч изношенных лифтов, в Московской области — чуть менее шести тысяч, а в Москве — 6,4 тысячи лифтов. Чтобы полностью обновить лифтовый парк, Питеру нужно не менее девяти лет, Подмосковью и столице — четыре и два года соответственно. Если учесть, что в среднем лифт стоит около 1 млн рублей, вся программа обойдётся более чем в 100 млрд рублей.
В итоге, Минстрой и Минпромторг презентовали в правительстве свою программу, которая поможет заменить все лифты уже до 2025 года. В первую очередь, по мнению чиновников, нужно "заточить" технические нормативы по капитальному ремонту только под лифты отечественного производства. Эти меры помогут подняться российским профильным предприятиям, которые, по данным Минпромторга, могут выпускать до 35 тысяч лифтов в год. Сейчас треть рынка отъедает импортная продукция.
— В программе и сопроводительных письмах из ведомств сообщалось, что около 120 тыс. штук лифтов давно устарели и требуют замены, иначе
30 млн человек оказываются в зоне риска, — рассказывает источник в правительстве.
Фото: © РИА Новости/Владимир Федоренко
По данным Лайфа, Минстрой уже прорабатывает поправки в Жилищный кодекс, согласно которым, регионы будут обязаны направлять значительную часть средств местных фондов капремонта на обновление лифтов до 2025 года.
По данным правительства, большинство регионов сами заменят лифты к этому сроку, но для 33 субъектов это непосильная ноша. Например, это Санкт-Петербург, Воронежская и Костромская области, Башкирия. Для них прорабатывается схема государственного софинансирования замены лифтов в рассрочку на три года — с 2018 по 2020 год. Рассрочка обойдётся бюджету в 7,5 млрд рублей за все три года.
Сама схема будет работать примерно так: региональный оператор закупает лифт, оплатив только треть его стоимости. Минпромторг от имени государства субсидирует ещё 30 процентов, но не более 320 тыс. рублей на один лифт. Завод делает лифты, а права требования долга с заказчика переуступает коммерческому банку, с которым у него заключён договор факторинга. Заказчик должен будет погасить остаток долга в течение трёх лет.
Минпромторг возлагает большие надежды на эту программу.
— Реализация программы позволит российским производителям лифтового оборудования существенно нарастить свои компетенции, увеличить объёмы экспортных поставок. Для этого уже сегодня Минпромторг формирует систему поддержки производства ключевых комплектующих, направленную на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, — сообщили Лайфу в пресс-службе ведомства.
Всё это хорошо, однако предложение кабмина не нашло поддержки в ФАС. Служба усмотрела в программе замены старых лифтов только на отечественные аналоги нарушение конкуренции и, соответственно, возможное снижение качества продукции.
Теперь и Минпромторгу нужно в предложенной схеме что-то менять.
— Но это никак не отменяет нашу дальнейшую работу по подготовке программы обновления лифтового парка и по развитию лифтовой отрасли страны в целом, — сообщили Лайфу в пресс-службе ведомства.
Лифты понравились банкирам
Кто же может заработать на этой программе? Объём рынка лифтов в России оценивается примерно в 36,8 тыс. штук. Основными игроками на нём являются ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"(ЩЛЗ), ОАО "Карачаровский механический завод" (КМЗ), ООО "Серпуховский лифтостроительный завод"(СЛЗ), российская "дочка" известной американской корпорации OTIS ООО "Отис-лифт", которая построила собственный завод в Санкт-Петербурге, а также белорусский "Могилёвлифтмаш". Примерно треть всех лифтов для России производится и импортируется из других стран, что очень не нравится Минпромторгу. В ведомстве говорят, что отечественные производители загружены только на половину мощностей.
Что касается банков, возможных участников программы по замене лифтов, то в июле в Минпромторге прошло совещание, в котором участвовал совладелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев, председатель правления банка "Российский капитал" (РК) Михаил Кузовлев, председатель совета директоров строительной компании "РК Строй" Артём Кузнецов (которую в 2016 году создал этот же банк), а также председатель правления "Инвестторгбанка" Андрей Пушкин. В итоге решили, что РК и "Инвестторгбанк" возьмут на себя перезапуск мощностей на СЛЗ, а Промсвязьбанк и РК подумают, как развивать совместные активы в лифтостроительной отрасли на благо программы.
Фото: © РИА Новости/Владимир Федоренко
ЩМЗ контролируется банком "Российский капитал", который через свою "дочку" "РК Актив" получил более 51 процента акций предприятия в апреле 2016 года в рамках завершения строительства объектов группы компаний "СУ-155". Схема финансирования предполагала, в частности, и консолидацию активов застройщика. СЛЗ также был когда-то среди активов "СУ-155", поэтому отошёл к "Российскому капиталу". Банку принадлежит 85% акций завода.
"Российский капитал", в свою очередь, на 100% принадлежит госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). К апрелю 2017 года он занимал 22-е место по размеру активов — 346,4 млрд рублей — и 25-е место по капиталу — 36,3 млрд рублей.
Ещё один крупный производитель лифтов — Карачаровский механический завод. Только в этом году предприятие получило госконтракты на поставку и обслуживание лифтов на сумму более 320 млн рублей.
Завод принадлежит Промсвязьбанку, входящему в холдинг "Промсвязькапитал". Последний принадлежит братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. По итогам 2016 года журнал Forbes оценил состояние каждого из них примерно в $1,4 млрд.
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
Покупатель выбирает родное
Участники рынка говорят, что и сейчас покупатели отдают предпочтение отечественной продукции. Объяснение этому простое: низкая цена и приемлемое качество.
— Больше всего заказов приходится на пассажирские лифты для жилья экономкласса, — рассказал Лайфу менеджер компании "Лифтовые решения", которая является одной из крупнейших в России по поставке, монтажу и обслуживанию лифтов. — Как правило, это лифты ЩЛЗ. Для сравнения, средняя стоимость лифта ЩЛЗ для типового девятиэтажного дома составляет 700 тысяч — 1 млн рублей, а импортного — 1,5–2 млн.
По словам менеджера, по своей надёжности лифты ЩЛЗ ничем не отличаются от европейских или от продукции OTIS. Последние обычно покупают застройщики жилья бизнес-класса.
Между тем менеджер другой крупной компании, занимающейся продажей лифтов в России — "Корона-лифт" — рассказал Лайфу, что достаточно часто строительные компании отдают предпочтение продукции OTIS, но собранной не на заводе в Санкт-Петербурге, а на заводах во Франции. Считается, что качество импортных лифтов выше. Стоимость такого лифта составляет уже около 4 млн рублей.