Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 сентября 2017, 04:30

Экологичность биотоплива оказалась сильно преувеличена

Европейские эксперты призывают к запрету на использование биодизеля на легковых автомобилях и грузовиках в Европе.

Фото: © REUTERS/Bazuki Muhammad

Фото: © REUTERS/Bazuki Muhammad

Несмотря на яростные усилия промышленности отрицать влияние производства биотоплива на цены на продовольствие, новое исследование доказывает, что связь между ними существует. Политика применения биотоплива на транспорте на самом деле ведёт к росту цен на продукты питания, утверждают эксперты европейской компании Cerulogy в своём исследовании (есть у Лайфа). 

По их мнению, растущий спрос на биодизель оказывает самое большое влияние на рост цен на растительные масла  в странах ЕС — рапсовое, пальмовое, соевое и подсолнечное, — цена масла в эксаджоуле (это 10 в 18-й степени джоулей) энергии из биодизеля выросла на 171%. При этом семена масличных культур подорожали на 25%. Сырьё для производства этанола тоже в зоне риска, цена пшеницы растет на 20% в эксаджоуле в пшеничном этаноле, а в этаноле из сахара сладкое сырьё дорожает на 40% в эксаджоуле.

Если Европа поэтапно откажется от использования семян масличных культур для производства биотоплива, то в 2030 году растительные масла — подсолнечное, рапсовое, соевое и пальмовое — будут стоить на 8% дешевле по сравнению со сценарием, когда устанавливается цель в 7% использования биотоплива (эта цель прописана в энергополитике ЕС).

Благодаря прекращению использования биотоплива на основе продуктов питания в Евросоюзе европейские потребители сэкономили бы $13 млрд к 2030 году, ещё $6 млрд сохранили бы потребители в остальном мире, включая развивающиеся страны, подсчитали в Cerulogy.

Европейские эксперты уверены, что производство и использование биотоплива, о чём, как о некоей мантре, твердят европейские политики, не только не приносит пользу природе и человеку, но, напротив, имеет весьма негативные последствия для них. В порыве уйти от ископаемых источников энергии (в первую очередь от обычного бензина и дизеля) на транспорте европолитики забывают о том, что биотопливо также негативно воздействует на природу, а также — что часть населения на нашей планете попросту голодает.

Эксперты обращают внимание на то, что рост продовольственных цен сильно влияет на уровень бедности именно в развивающихся странах. В некоторых из них расходы на продовольствие могут составлять до трети семейного бюджета. Даже небольшое увеличение продовольственных цен может влиять на благосостояние таких семей.

Эксперт в области биоэнергетики BirdLife Europe & Central Asia Сини Эраджая считает, что производство биотоплива на основе пищевых продуктов — будь то из зерна или из масличных семян — ведёт к сокращению лесов на планете, росту выбросов парниковых газов в атмосферу и угрожает местообитанию исчезающих видов флоры и фауны.

— Производство биотоплива требует интенсивного использования земли, а также увеличивает цены на продовольствие для европейцев и жителей развивающихся стран. Имеет смысл перестать поддерживать использование биотоплива в наших автомобилях и грузовиках, — говорит Эраджая.

С ним соглашается эксперт по вопросам биотоплива из Transport & Environment Йори Сиванен. По его словам, выводы исследования однозначны: политика применения биотоплива увеличивает цены на продукты питания.

— Отрасли по производству биотоплива необходимо обратить внимание на факты: использование продовольствия для заправки автомобилей ведёт к росту спроса на это продовольствие и на его цену. Вместо того чтобы распространять "альтернативные факты", производители биотоплива должны инвестировать в передовые технологии, которые не зависят от выращиваемых на земле сельскохозяйственных культур, — говорит Йори Сиванен.

Аналитик компании "Открытие-брокер" Тимур Нигматуллин соглашается с тем, что сделанные по итогам вышеприведённого исследования выводы, несомненно, заслуживают внимания, но при этом, вероятно, также нуждаются и в дополнительной проверке из-за ряда существенных противоречий и неточностей.

— Без этого вряд ли в своём нынешнем виде исследование пригодно для разработки государственной энергетической стратегии. Основная претензия заключается в недостаточной степени анализа "чувствительности" фактов в исследовании к изменению внешних и внутренних факторов. К примеру, прогнозы ценообразования на рынке сырья для биодизеля не учитывают влияние на с/х новых ICT (информационных и коммуникационных) технологий земледелия, которые в ближайшие 10 лет могут способствовать росту производительности труда в отрасли темпами, опережающими нефтегазовую. Также не учтена заинтересованность монетарных властей в разгоне инфляции, которую пока не удаётся вывести на целевые уровни, даже снизив до нуля ставки ЦБ. Наконец, не учтено желание властей обеспечить энергетическую безопасность из-за сложных отношений с Россией, в том числе за счёт сферы возобновляемой энергетики, — говорит Тимур Нигматуллин.

Анализ транспорта и окружающей среды, основанный на результатах исследования компании Globiom, показывает, что в среднем биодизель на основе продуктов питания на 80% по выбросам хуже для климата, чем обычное дизтопливо. Биодизель, изготовленный из пальмового масла, в три раза хуже для климата, чем топливо из нефти. Между тем в Европе автомобили и грузовики являются главными потребителями пальмового масла, точнее биодизеля, изготовленного на его основе.

В ноябре 2016-го Еврокомиссия представила предложения по пересмотру энергетической политики в области возобновляемых источников энергии на период после 2020 года.

В частности, эксперты ЕК предложили сократить использование традиционного биотоплива (произведённого из сельскохозяйственных культур) с максимума в 7% в 2021 году до 3,8% в 2030-м. Их предложение также содержит обязательство увеличить долю "низкоэмиссионных видов топлива", таких как биотопливо второго поколения, на транспорте до 6,8%.

Сейчас, в зависимости от вида сырья, используемого для производства, существуют несколько видов биодизеля, например, топливо первого поколения (из сельскохозяйственных культур), второго поколения (из жиросодержащих отходов) и третьего поколения (из липидов микроводорослей).

Отметим, что в ЕС самым распространённым пока является биотопливо на основе рапса, в США — на основе сои.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar