Владелец "ВИМ-авиа" улетел и не обещал вернуться
Фирмы Рашида Мурсекаева испытывали трудности с финансами ещё в июне. Именно тогда произошло банкротство его неавиационных активов.
Основатель "ВИМ-авиа" Рашид Мурсекаев покинул Россию после того, как Следственный комитет заявил о начале проверки деятельности авиакомпании. Предприниматель не явился на совещание Росавиации и не выходит на связь с правоохранительными органами, хотя раньше обещал вложить собственные деньги, чтобы частично погасить долг "ВИМ-авиа". Между тем выяснилось, что в последние годы у бизнесмена с финансами не всё так хорошо — два месяца назад обанкротилась его компания "Инвест холдинг", которая занималась консультационными и посредническими услугами.
Банкротство нелётных активов
Очередному скандалу с "ВИМ-авиа" предшествовала непубличная, но интересная история банкротства, которая характеризует финансовое положение структур Мурсекаева.
В 2006-м Мурсекаев с женой Светланой основал ПАО "Инвест холдинг", которое должно было заниматься перевозками, консультационными услугами для бизнеса. Вероятно, компания создавалась "в поддержку" "ВИМ-авиа", которая тогда только расправляла крылья. Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед компанией "Технополис".
"Технополис" подал в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве, включив в реестр требований кредиторов сумму ровно в 1 млн рублей. В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".
Как бы то ни было, в июле 2017-го суд удовлетворил иск, и "Инвест холдинг" был признан банкротом.
Интересно, что несколько лет назад совладельцем "Технополиса" был сам Мурсекаев. Не позднее 2015-го он вышел из состава участников "Технополиса" (как раз тогда появились первые тревожные звоночки у "ВИМ-авиа". Примечательно, что нынешний основной владелец "Технополиса" — топливная фирма "Премьер ойл". Она выкупила (или получила иным способом) долю в "Технополисе", которая раньше принадлежала "ВИМ-авиа". Не исключено, что ещё в 2015-м у Мурсекаева возникли проблемы с оплатой топлива и он расплатился долей авиакомпании в фирме.
Ищи меня на глобусе
В своё время Мурсекаев активно развивал бизнес в разных уголках земного шара — в Германии, в Ирландии, в Арабских Эмиратах и Узбекистане. Поэтому не исключено, что у него остались там нужные связи или недвижимость.
По данным из открытых источников, у Мурсекаева как минимум до 2014-го оставался "самолётный" бизнес в Ирландии. Компания City Leasing Limited расположена в Дублине. Изначально она создавалась как лизинговый оператор — вероятно, планировалось через неё брать в аренду самолёты для "ВИМ-авиа".
Согласно бизнес-реестру Великобритании, последнюю финансовую отчётность она предоставляла только в 2014 году. И уже тогда можно было понять, что дела City Leasing идут не так хорошо, как на первых порах. Чистая стоимость активов в 2014-м равнялась €1,3 млн, тогда как ещё в 2010-м составляла €22 млн. На счетах компании в 2014-м лежало €1,1 млн налички.
Директором ирландской фирмы числился россиянин Алексей Курин. Интересно, что человек с таким же именем годом ранее выступал инициатором банкротства авиакомпании "Башкортостан", которая задолжала структурам "ВИМ-авиа" крупную сумму.
СМИ со ссылкой на свои источники писали, что Мурсекаев улетел в Турцию ещё во вторник. Если это так, то из Турции Мурсекаеву ничего не стоит податься в Арабские Эмираты. По неподтверждённым данным, у него может быть там недвижимость. Вообще, Эмираты и Мурсекаева связывает многолетнее сотрудничество. Его авиакомпания арендует в Дубае шикарный офис под своё представительство. Да и широкофюзеляжные самолёты Мурсекаев взял в лизинг у авиакомпании Emirates, которую основало правительство ОАЭ.
Представительство авиакомпании открыто также и в Узбекистане, впрочем, подробных данных о деловой активности Мурсекаева в этом регионе в открытых источниках нет.
А вот в Германии он долгое время финансировал местную грузовую авиакомпанию Air Cargo Germany. Правда, в 2012-м её выкупила корпорация "Волга-Днепр". Как писали СМИ, опять же фактически за бесценок. Долгов у Air Cargo Germany к тому времени накопилось до €30 млн.
Недвижимость осталась у Мурсекаева и в России. Если с 2011 года он её не продал, то ему по-прежнему принадлежит квартира в центре Москвы, в Скатертном переулке.
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
Финансовый взлёт и падение
52-летний Рашид Мурсекаев, который сейчас погряз в долгах, в своё время не слезал с топовых строчек Forbes. Символично, что собственную бизнес-империю он начинал строить на чужих долгах. Как писали СМИ, в 90-х он с деловым партнёром Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из стран Азии в счёт долга за российское оружие и авиатехнику. Потом создал компанию "Белуха", которая скупала акции оборонных заводов. К началу нулевых он уже владел большей частью Дальневосточного морского пароходства. В СМИ он никогда особенно не светится и большого количества интервью не раздаёт.
А в 2003-м он как человек, никогда не занимавшийся авиаперевозками, совершил маленькую революцию на этом рынке. После развала Союза далеко не все российские авиакомпании могли летать за рубеж — старые, шумные и прожорливые российские самолёты попросту не пускали в некоторые страны. Тогда Мурсекаев за $160 млн купил 12 подержанных, но экологичных "боингов". Он заключил множество договоров с туроператорами и начал теснить конкурентов. Владельцами новорождённой авиакомпании стали Мурсекаев и его жена Светлана. Уже через два года "ВИМ-авиа" превратилась в крупнейшего чартерного оператора в стране.
Сейчас его компания в глубоком пике. После первой волны претензий от госорганов в мае-июне, когда задержали вылеты десятков рейсов, компании удалось удержаться на плаву. Во второй раз на компанию обрушились сразу все ведомства: Ространснадзор, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет.
Причём претензии последнего могут кончиться уголовными делами для топ-менеджмента. По заявлению представителей СКР, менеджмент авиакомпании заранее знал, что не сможет выполнять рейсы, но всё равно продавал билеты.
В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц "ВИМ-авиа" было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК России ("Мошенничество"). Если совладельцы компании окажутся в деле и их вину докажут, это может грозить им сроком. Последней соломинкой, подломившей колени авиакомпании, оказались многомиллионные долги за топливо: только аэропорту Домодедово "ВИМ-авиа" задолжала более полумиллиарда рублей.
На этой неделе "ВИМ-авиа" прекратила все чартерные рейсы из-за долгов за обслуживание самолётов. Из-за этого десятки тысяч человек не смогли совершить вылет. Сегодня президент РФ Владимир Путин объявил неполное служебное соответствие министру транспорта Максиму Соколову, который допустил такую ситуацию в отрасли.
Рашид Мурсекаев заявил о готовности продать проблемную авиакомпанию за символическую сумму в один рубль. Об этом заявил глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, "ему надоело работать в авиации, он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться".
Чиновник пояснил, что в среду, 27 сентября, владельца перевозчика пригласили на совещание в связи с тем, что он обещал за счёт собственных средств покрыть текущие расходы для поддержания операционной деятельности компании. По словам главы Росавиации, речь идёт о 50 миллионах рублей. Нерадько добавил, что в настоящее время Мурсекаев не отвечает на звонки, и предположил, что предприниматель мог покинуть Россию.