К российским интернет-магазинам приехал учитель из Китая
Одна из крупнейших IT-корпораций мира — AliBaba, известная нам в первую очередь через интернет-гипермаркет, где есть вообще всё, — AliExpress запускает в России локализованный гипермаркет TMall с собственными складскими мощностями внутри страны.
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc
Наши дорогие во всех смыслах слова LaModa, Ozon и прочие ретейлеры долго ныли о несправедливом преимуществе зарубежных интернет-магазинов перед отечественными и просили задушить трансграничную интернет-торговлю всеми возможными способами. Вот, теперь перед вами Tmall — попробуйте его задушить в рамках честной конкуренции в едином правовом поле.
В России существует и успешно функционирует одна крайне интересная организация, которая называется АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Вероятнее всего, вы про неё не знаете, а если и слышали, то краем уха. В эту ассоциацию входят крупнейшие интернет-магазины страны, а основной её деятельностью является не развитие интернет-торговли как таковой, ну, чтобы, например, наш отечественный магазин Ozon со временем превратился в Amazon или eBay, а усердное лоббирование законов, приказов и актов, которые не давали бы нам возможности ничего покупать за границей. Здесь и попытки ограничения стоимости покупок в зарубежных магазинах (в идеале до $20 в месяц), и подоходный налог для иностранных интернет-площадок, и многое другое. Это не про развитие интернет-торговли внутри страны и не работа над собой и своими ошибками, а бесконечные попытки вставлять палки в колёса тем, кто торговать уже умеет.
Среди аргументов в том числе те, на которые можно обратить внимание. Зарубежные интернет-площадки не платят в России налоги, не арендуют склады, не обеспечивают рабочими местами наших соотечественников и тому подобное. Но это всё, в сущности, разговоры в пользу бедных и вообще слабая аргументация. Однако с некоторыми допущениями её можно принять.
Теперь же, когда AliBaba открывает в России интернет-магазин Tmall, который и налоги будет платить в России, и складские помещения будет арендовать или строить в России, и логистику обеспечивать в России, и вообще будет жить точно так же, как LaModa или KupiVIP, мы с вами сможем наглядно сравнить, кто же именно накручивает цены, а кто готов к настоящей конкуренции.
Раньше как было? Раньше нам различные Оскары Хартманны (владелец KupiVIP и один из основных лоббистов запретов для иностранных интернет-магазинов) рассказывали, как сложно вести бизнес в нашей стране, где каждый предпочитает купить на Amazon или AliExpress. Мол, у иностранцев заранее была фора. Как будто Amazon не строит складских помещений или не платит сотрудникам, просто не у нас.
Теперь же, точнее, не прямо сейчас, а с середины октября, отечественные интернет-магазины получат конкурента, действующего в одном с ними правовом и налоговом пространстве. И отчего-то кажется, что Tmall сразу же докажет нам с вами, что дело не в налогах, пошлинах и прочих сложностях, с которыми так долго борются наши интернет-торговцы, а в чём-то другом — скорее всего, в наших интернет-торговцах.
Ждать осталось совсем недолго. Кстати, если пример Tmall окажется успешным — а почему-то есть ощущение, что так оно и будет, — то можно ожидать в России локализации и других зарубежных интернет-ретейлеров. И тогда уж АКИТ и прочие отечественные интернет-магазины, может быть, наконец-то задумаются не над тем, как бы нам ограничить возможность покупок за рубежом, а над тем, как бы нам настолько понравиться, чтобы не возникало желания покупать за рубежом.
Хотя подозреваю, что они просто предложат руководству страны запретить зарубежным интернет-магазинам открывать в России свои филиалы. С них станется.