Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 июня 2018, 17:35

Слепая зона. "Аэрофлот" не выполняет антитеррористических требований ФСБ

Авиакомпания тянет с установкой камер наблюдения в лайнеры. Если видеомониторинг не появится в ближайшее время, "Аэрофлоту" могут на 3 месяца запретить полеты.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Антитеррористические инструкции ФСБ и Ространснадзора обязывают российские авиакомпании установить видеокамеры в самолеты. Предполагается, что картинку из пассажирского салона и кабины в онлайн-режиме будут передавать на землю. Однако "Аэрофлот" игнорирует требования. Как выяснили инспекторы авиационной безопасности, 35 "Аэробусов" и "Боингов" до сих пор летают без камер. И если до марта 2018-го перевозчик не исправится, на него могут составить административный протокол и приостановить все полеты на 90 суток. Специалисты объясняют медлительность "Аэрофлота" технической сложностью и дороговизной установки: затраты на установку одного комплекта оборудования могут доходить до $ 500 тыс.

Камеры без наблюдения

В марте трое инспекторов авиационной безопасности наведались в центральный офис "Аэрофлота" на Арбате. Несколько недель они копались в документах, посвященных тому, как авиакомпания выполняет требования авиационной безопасности. Выяснилось, что по части видеомониторинга — плохо.

Еще в 2011-м Минтранс выпустил "Требования по обеспечению транспортной безопасности". Они предназначены в основном для предупреждения терактов и происшествий на транспорте. Их "соавтором" выступала Федеральная служба безопасности.

И только недавно Ространснадзор начал контролировать их выполнение. В требованиях среди прочего говорилось примерно следующее: транспортные средства необходимо оснастить камерами наблюдения. В случае с самолетами камеры должны онлайн передавать изображение на землю во время полета и в течение определенного времени хранить записи в памяти.

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

По оценкам специалистов, для узкофюзеляжного самолета потребуются четыре камеры, для широкофюзеляжного — восемь. Однако у бортов "Аэрофлота" не оказалось ни одной.

— У 13 бортов Boeing 777-300ER, и у 22 бортов Airbus А330-243/343 отсутствует видеонаблюдение в кабинах экипажа и в пассажирском салоне, — сообщил Лайфу источник в авиационном надзоре.

Согласно данным компании с официального сайта, у "Аэрофлота" всего 22 штуки "трехсот тридцатых" и 16 штук — "семьсот семьдесят седьмых". Значит, почти весь парк этих моделей не оснащен камерами.

Исправить эти проколы "Аэрофлоту" необходимо до февраля 2018 года, говорится в документах Ространснадзора. Лайф направил перевозчику запрос с просьбой прокомментировать выполнение предписаний, однако оперативного ответа не получил.

Время и деньги

Нерасторопность Аэрофлота, скорее всего, вызвана дороговизной и сложностью установки камер. В прошлом году на специальном заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) бизнесмены из авиационной отрасли назвали приказ об установке камер самым трудновыполнимым и затратным из всего "списка безопасности".

На оснащение одного самолета камерами уйдет от $175 до $ 500 тыс, цитировали СМИ представителей авиакомпаний. Сами камеры обойдутся $17,5–19,5 тыс, а вот оборудование для "онлайн-стриминга" картинки — в сотни тысяч долларов. Сюда входят и расходы на переборку электронной "начинки" самолета, и на камеры, и на тесты оборудования. Чтобы отбить затраты, перевозчики пообещали повысить цены на билеты. В конечном счете, говорят они, это ударит по карманам потребителей — пассажиров.

Пилот "Аэрофлота" Виталий Соколовский говорит, что для нормальной работы системы придется вложится и в наземную инфраструктуру — установку "тарелок", которые будут принимать в режиме онлайн изображение с камер. Да и авиакомпаниям это влетит в копеечку.

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

По оценкам Соколовского, установка камер на 35 бортов "Аэрофлота" займет примерно год. Причем долгое время борты вынуждены будут простаивать на земле. Возможно, поэтому авиакомпания и не торопится выполнять требования.

— Надо выводить самолеты из расписания. Придется убрать обшивку, изоляцию, провести все эти трассы проводов, потом тестировать оборудование, — перечисляет пилот. — Так что это очень затратные мероприятия — как по времени, так и по деньгам.

По-хорошему, говорит Соколовский, камеры должны устанавливать сами производители самолетов — Boeing и Airbus. По его словам, это позволит избежать опасных отклонений в работе.

— Придется отправлять борты в Boeing или Airbus, чтобы там инженеры устанавливали эти камеры. Нужно удостовериться, что оборудование не несет нагрузки на другие электросистемы самолета, — рассказывает Соколовский. — Был печальный опыт, когда швейцарская авиакомпания устанавливала на самолеты дополнительное развлекательное оборудование: мониторы, игры и т.п. [Эти изменения] потом привели к катастрофе и гибели людей, потому что проводка не выдержала нагрузки. Потом со всех самолетов MD-11 снимали все это допоборудование. Так что только завод-изготовитель может все установить и дать гарантию, что камеры будут работать нормально.

Соколовский имеет в виду катастрофу лайнера McDonnell Douglas швейцарского перевозчика Swissair, случившуюся в 1998 году. Это вторая по количеству жертв авиакатастрофа в истории Канады. Во время полета над Атлантикой сразу за кабиной пилотов, в салоне, произошло возгорание. Самолёт направили к ближайшему аэропорту, но он не дотянул — рухнул в залив близ канадского аэропорта Галифакс. Пожар произошел из-за короткого замыкания в бортовой системе развлечений IFEN (In-Flight Entertainment Network). Благодаря этой системе пассажиры бизнес-класса могли смотреть фильмы и играть в видеоигры.

"Аэрофлот" потянет

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Аргументы авиабизнеса о дороговизне антитеррористических мероприятий вряд ли можно отнести к "Аэрофлоту". В прошлом году его выручка составила почти полтриллиона рублей, а чистая прибыль — 30 млрд.

Если исходить из расчетов, принятых на прошлогоднем заседании РСПП, то на оборудование камерами 35-ти широкофюзеляжных самолетов "Аэрофлот" потратит $ 17,5 млн, или около 1 млрд рублей. Это 0,2% от его годовой выручки в 2016-м.

Для сравнения, только за прошедшие полгода крупнейший перевозчик страны получил чистой прибыли 10 млрд рублей, при выручке 198 млрд.

Возможно, перевозчика подстегнет перспектива "приземлить" все свои рейсы. Ведь за неисполнение правил транспортной безопасности положена административная ответственность по статье 11.15.1 КоАП. По верхней границе этой статьи, если компания намеренно игнорирует закон, положен штраф до полумиллиона рублей, а также приостановление деятельности. Это значит, что если на Аэрофлот заведут административное дело, по самому негативному сценарию его борты принудительно останутся на земле сроком на 90 суток.

Впрочем, компании не впервой нарушать. В феврале этого года инспекторы назвали лично гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева ответственным за плохую организацию системы управления безопасностью полетов. Внутренние распорядки и инструкции не соответствовали федеральным.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров