Прибыль дороже жизни. Почему перевозчики ставят под угрозу жизни детей
Предварительные итоги расследования аварии автобуса в Ярославской области показали, что организатор поездки детей и перевозчик опять нарушили все требования безопасности.
Многочисленные трагические аварии с автобусами, в которых гибнут взрослые и дети, так ничему и не научили перевозчиков и туристические агентства. Очередное ДТП произошло в Ярославской области, где туристический автобус MAN, в котором ехали 44 пассажира, в том числе 38 школьников, столкнулся с самосвалом. 20 детей были ранены и доставлены в больницы. Уже известно, что организатор тура не уведомлял ГИБДД о том, что собирается перевозить детей, а автобус не проходил соответствующую проверку. Ранее этот автобус попадал в ДТП, а его водителя постоянно штрафовали в разных регионах России за нарушения правил дорожного движения.
По информации оперативного дежурного Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Ярославской области, в 17:25 у деревни Деболовское в Ростовском районе на 188-м км трассы М8 "Холмогоры" столкнулись пассажирский экскурсионный автобус MAN и грузовик Hyundai.
— Произошло лобовое столкновение во время обгона. Грузовик выехал на встречную полосу и врезался в двигавшийся из города Переславля-Залесского в Ярославль автобус, — рассказали Лайфу в ГУ МЧС РФ по Ярославской области.
По данным спасателей, в месте, где произошло ДТП, дорога федерального значения Москва — Ярославль — Архангельск имеет по две полосы в каждом направлении.
— Ширина дороги составляет 14 метров. Скорее всего, водитель грузовика пошёл на обгон, но из-за плохой видимости слишком поздно заметил автобус, поэтому не успел уйти от лобового столкновения, — предполагает собеседник Лайфа из РУВД Ростовского района Ярославской области.
В автобусе находилось 44 человека: 38 школьников из Екатеринбурга, пять сопровождавших их взрослых и водитель. Автобус ехал по маршруту Москва — Переславль-Залесский — Ростов — Ярославль.
Фото: © РИА Новости/Владимир Песня
— Это был тур "По золотому кольцу России". Примерно в 19 часов автобус должен был прибыть в Ростов, где школьники планировали переночевать, утром 9 ноября посмотреть достопримечательности Ростова, а днём отправиться в Ярославль, — рассказали Лайфу в правоохранительных органах Ярославской области.
В больницу Ростова доставили 20 детей и водителя автобуса.
— Состояние детей удовлетворительное. Опасности их жизни нет. А вот у водителя автобуса серьёзные травмы, но для жизни они не опасны, — говорят в ГУ МЧС РФ по Ярославской области.
Предположительный арендатор автобуса — туристическое агентство "Яроблтур". Им владеют местные крупные предприниматели Андрей Клигман и Игорь Казин. На них записано почти два десятка фирм, занимающихся рекламным бизнесом, перевозками и организацией отдыха, в Москве и Ярославской области. Многие имеют в названии слово "Яроблтур", и непонятно, какое именно из этих юрлиц арендовало автобус.
Автобус MAN, выпущенный в 2000 году, прожил трудную жизнь. Первая известная точка базирования — Ханты-Мансийский округ, Сургут, предприятие "Сургутнефтегаз". Согласно данным, полученным из базы ГИБДД, в 2015 году его передали ярославскому индивидуальному предпринимателю Виктору Волошину, который буквально этим летом продал (или передал) машину другому ярославскому ИП Станиславу Дратинскому. Дратинский, предположительно, и сдал автобус в аренду "Яроблтуру". Интересно, что, по базе данных СПАРК, Дратинский раньше владел совместным бизнесом с основателем "Яроблтура" Казиным. Как индивидуальный предприниматель Дратинский впервые зарегистрировался в 1998 году. В последнее время он выигрывает небольшие по суммам тендеры на перевозку от правительства Ярославской области. Судя по данным госзакупок, специализируется на перевозке детей.
Фото: © РИА Новости/Сергей Пивоваров
Бывший деловой партнёр индивидуального предпринимателя Дратинского, который тоже занимался перевозками, на условиях анонимности рассказал, что Станислав всегда щепетильно относился к состоянию своих машин.
— Он профессионально подходит к состоянию своих машин, лично во всём принимал участие, все технические аспекты просматривал, пофигизма с его стороны никогда не было, — рассказал собеседник. — Он как владелец отвечает за техническое состояние автобуса. И я уверен, что с документами, страховкой и техосмотром всё было у него в порядке.
Собеседник также отметил, что 17-летний возраст автобуса для Ярославской области считается ещё достаточно молодым. Он удивлён тем, что на данном участке трассы произошло столь серьёзное ДТП.
— Там горка, но никаких, так сказать, естественных причин для ДТП я не вижу, — удивляется бизнесмен. — Опасных крутых поворотов на этом участке около Деболовского нет.
Лайф дозвонился до матери Станислава Дратинского, которая подтвердила, что у её сына действительно есть белый автобус MAN. По словам женщины, сын сейчас находится в Венгрии — он поехал туда по работе, сопровождать ещё один свой автобус. Как рассказала Дратинская, её сын всегда аккуратно относится к своим машинам и "не позволяет водителям нарушать ПДД".
Ранее разбитый MAN уже попадал в ДТП. Авария с участием этого автобуса произошла в августе 2016-го в Московской области. За этот год водителя этого автобуса 12 раз штрафовали в Москве, Воронежской и Ярославской областях. В основном штрафы приходили за превышение скорости и неоплаченную парковку.
Автобусы в России постоянно убивают людей. Резонансная трагедия произошла в декабре 2016 года на 925-м километре трассы Ханты-Мансийск — Тюмень. Частный автобус, в котором детская команда по акробатике возвращалась в Нефтеюганск с соревнований, столкнулся с грузовиком и двумя легковушками. Погибли 10 юных спортсменов в возрасте 12–14 лет и двое взрослых. Во время расследования выяснилось, что автобус не отвечал требованиям безопасности. Компания, на которую он был оформлен, даже не имела права заниматься перевозкой детей.
В Минтрансе признают, что по российским дорогам ездят автобусы смерти. — Качество и безопасность пассажирских перевозок напрямую зависят от состояния используемых транспортных средств. И сегодня... доля транспортных средств старше десяти лет в целом по стране составляет более 50 процентов, — заявил министр транспорта Максим Соколов на заседании президиума Госсовета по комплексному развитию пассажирских перевозок 23 сентября.
Фото: © РИА Новости/Владимир Трефилов
И это действительно так. По статистике ГИБДД, с января по август 2017 года в России произошло 5,4 тысячи аварий с участием автобусов. Это на 84% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Погибло 273 человека — на 39% больше, чем год назад.
Сейчас на портале change.org размещена петиция с требованием запретить использование автобусов старше 10 лет для перевозки пассажиров.
"Сейчас в стране 30% парка школьных автобусов и 90% туристических автобусов старше 10 лет. Эта техника физически не может соответствовать элементарным требованиям безопасности", — сказано в петиции.
В марте 2017 года глава МВД Владимир Колокольцев подписал приказ об ужесточении регламента подачи заявок на перевозку детей. В нём подробно описаны действия учителей, автотранспортной компании и сотрудников ГИБДД. Согласно приказу, уведомление об организованной перевозке группы детей теперь необходимо подавать в территориальное подразделение Госавтоинспекции не позднее чем за два дня до запланированной поездки. Сделать это нужно, если перевозить детей планируется одним или двумя автобусами.
Если колонна будет состоять из большего количества машин, тогда необходимо подать в полицию заявку на специальное сопровождение, в этом случае действуют уже другие правила. Зато уведомление теперь можно подавать в электронном виде.
Сообщать в ГИБДД теперь нужно не только количество детей, дату начала и окончания поездки, но и названия автомобильных дорог, по которым пройдёт маршрут, адреса промежуточных остановок, график движения и расчётное время в пути. В уведомлении также нужно указывать подробную информацию об автобусах: госномер, срок действия техосмотра, данные о наличии тахографа и системы спутниковой навигации.
Сотрудники ГИБДД в течение суток после подачи уведомления должны проверить информацию об автобусе и водителе: наличие техосмотра, штрафов, допуска водителя к управлению автобусом, сведения о лишении его прав и других административных наказаниях за последний год.