Регион

Уведомления отключены

Страница не загружается? Возможно:
1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение
2. Устарела версия браузера - попробуйте обновить его
11 декабря 2017, 05:30

Через взлётку напролом. Трагедия с Falcon ничему не научила аэропорты

Из-за безалаберности наземных служб ситуации, грозящие столкновением самолётов с машинами, регулярно повторяются в российских аэропортах.

<p>Фото: &copy; РИА Новости/Максим Блинов</p>

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Росавиация подняла последние данные по инцидентам в аэропортах страны, произошедших по вине водителей наземных машин: фургонов, тягачей, уборщиков, погрузчиков и другой вспомогательной техники. Это сделано в рамках приказа, выпущенного после катастрофы во Внуково, когда бизнес-джет Falcon на взлётной полосе врезался в снегоуборщик, которым управлял пьяный техник. Как выяснилось, сервисные службы аэропортов так и не сделали выводов: с того времени произошло восемь только зарегистрированных случаев, полностью повторяющих сценарий крушения "фалькона". Лишь по счастливой случайности они не окончились трагедией.

Полоса проблем

В октябре 2014-го глава энергетической компании Total Кристоф де Маржери готовился к вылету из столичного Внуково. Разгон его бизнес-джета Falcon прервал подвыпивший водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, который неожиданно вырулил со вспомогательной дорожки на взлётную полосу. Лайнер на огромной скорости врезался в машину, мгновенно загорелся и разрушился. Погибли все четверо человек на борту. Мартыненко выжил и был осуждён в 2017-м, но сразу вышел по амнистии.

После этого случая Минтранс выпустил приказы для всех аэропортов страны по улучшению работы наземных служб. В первую очередь требовалось ужесточить правила медосмотра всех сотрудников, чтобы они не пили до и во время смены, и реорганизовать работу диспетчеров — часть вины, как считает следствие, лежит на них. Три года спустя Росавиация проинспектировала, как сейчас обстоят дела с наземными службами. Если коротко — плохо. Это следует из документов Росавиации, которые оказались в распоряжении Лайфа.

На месте крушения легкомоторного самолёта Falcon в аэропорту Внуково. Фото: © РИА Новости/СК РФ

На месте крушения легкомоторного самолёта Falcon в аэропорту Внуково. Фото: © РИА Новости/СК РФ

— В 2016-м году с гражданскими воздушными судами произошло восемь инцидентов, когда самолёты и автомобили наземных служб несанкционированно выезжали на взлётно-посадочные полосы, — говорится в документах. А с 2004 года, когда в Росавиации начали вести статистику, сотрудники наземных служб, в том числе и пьяные, спровоцировали более 60 происшествий.

Источник Лайфа в авиационной отрасли добавляет: в 2017-м были также зарегистрированы подобные инциденты, но они попадут в статистику только в следующем году.

По его словам, большинство "косяков" связано с человеческим фактором.

— Безалаберность. Вот одна из основных причин. Водители часто просто не знают маркировки, знаков и обозначений на лётном поле, — говорит он. — Наземные службы и диспетчеры порой не могут нормально взаимодействовать между собой: одна бригада не знает, чем занята другая. Люди формально подходят к своим обязанностям, плюют на технику безопасности. В итоге случаются столкновения с самолётами.

Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, задержанный по делу о крушении частного самолёта в аэропорту Внуково. Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, задержанный по делу о крушении частного самолёта в аэропорту Внуково. Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Один из самых вопиющих случаев, связанный с несогласованностью и наплевательским отношением, произошёл в июле 2016-го с самолётом авиапредприятия "Северсталь". 30-местный Як-40, который летел из Петербурга, заходил на посадку во Пскове. Неожиданно на взлётную полосу вырулил кортеж Минобороны из шести автомобилей. Военнослужащие местной части двигались в сторону своего борта для погрузки.

Пилоты испытали пару неприятных секунд, пытаясь просчитать, успеет ли кортеж пересечь полосу, прежде чем Як-40 в него врежется. К счастью, обошлось. Источник рассказал Лайфу, что несколько десятков человек чуть не погибли по вине командования военной части. Псковские военные просто не стали озадачивать себя тем, чтобы вести радиопереговоры с диспетчерами, и фактически двигались по аэродрому вслепую.

Рекомендации ушли в пустоту

Фото: © REUTERS/Philippe Wojazer/Files

Фото: © REUTERS/Philippe Wojazer/Files

После гибели Кристофа де Маржери комиссия по расследованию катастрофы выпустила многостраничный список рекомендаций, чтобы предотвратить подобное в будущем. Следствие полагало, что частично трагедия стала возможна из-за недосмотра диспетчера, проглядевшего машину на полосе.

Можно сказать, что чиновники от авиации забили на рекомендации. Ответы свелись к тому, что в стране, мол, и так действует достаточно распоряжений и правил по работе диспетчеров и наземных служб.

Тем не менее инциденты, связанные с неквалифицированными действиями наземных служб, продолжают происходить.

К примеру, в феврале 2017 года в А-320 "Уральских авиалиний", стоявший на загрузке в омском аэропорту, врезался тягач с багажными тележками, повредив правый двигатель. Тягач неудачно развернулся. Ответственность возложили на водителя и его начальство. Оказывается, аэропорт даже не разработал схем подъезда и отъезда к воздушным судам при погрузке.

Фото: © РИА Новости/Михаил Кутузов

Фото: © РИА Новости/Михаил Кутузов

Подобные инциденты продолжают происходить повсеместно. В аэропорту Нерюнгри в пошлом году почтовый "зилок" оставил своим кузовом вмятину в полтора метра на боку винтового "бомбардьера".

Только за первые полгода 2017-го, по данным Лайфа, произошло семь инцидентов, когда трапы, тягачи и грузовики врезались в самолёты, стоявшие на земле или выезжающие на взлётную полосу.

Комментарий

2
avatar
avatar
Мария Корнилова12 декабря 2017, 17:20

Во всем мире техника обслуживания на земле периодически постукивает стоящие самолеты, это не может влиять на безопасность полетов. Машины министерства обороны вне правового поля. Их самолеты тоже. Катастрофа 2014 года уже история, в статье пока нет ничего для нагнетания страхов, хотя и без причины это не совсем бесполезно на будущее.

Новости партнеров