Авиакомпания разбившегося в Нелькане самолёта L-410 попала в уголовное дело
По фактам проверки Счётной палаты, выявившей многочисленные нарушения со стороны представителей "Хабаровских авиалиний", Управление на транспорте МВД возбудило уголовное дело.
Фото: © РИА Новости/Владимир Трефилов
Пока Следственный комитет и МАК расследуют обстоятельства крушения винтового самолёта L-410 в посёлке Нелькан, транспортная полиция возбудила уголовное дело о злоупотреблении полномочиями против неустановленных пока сотрудников компании-эксплуатанта — "Хабаровские авиалинии". Дело завели по материалам местной Счётной палаты. Та обнаружила, что перевозчик необоснованно нанял за бюджетные деньги компанию-посредника для обработки почты, а также не перечислил вовремя 14,8 млн рублей налогов.
Субсидия и налоги
Недавно аудиторы Контрольно-счётной палаты (КСП) завершили проверку в ГУП "Хабаровские авиалинии". Они изучали, как в прошлом году перевозчик потратил субсидию в 297 млн рублей и другие бюджетные деньги. Как выяснилось, несмотря на субсидию, плановое количество рейсов было выполнено только по трём маршрутам из девяти. А самолёты фактически летали полупустыми.
Параллельно выяснили, что бюджет недополучил несколько миллионов из-за неправильных управленческих решений. Из-за того что прежний директор занижал тарифы на перевозку грузов, бюджет потерял 5,5 млн.
Плюс авиакомпания неоправданно завысила расходы на зарплаты в 28 млн рублей и неэффективно потратила ещё 11 миллионов на выплату штрафов и пеней. А с реестра краевого имущества куда-то "потерялись" данные о 16 зданиях стоимостью 618 миллионов, закреплённых за "Хабаровскими авиалиниями".
Ещё одна претензия Счётной палаты касается уплаты налогов с зарплат сотрудников. Согласно тому же отчёту, КГУП не перечислило вовремя 14,8 млн НДФЛ. Налоговая дождалась денег только после того, как вмешались аудиторы.
Почтовое дело
Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид
Палата не первый раз анализирует работу "Хабавиа" и выписывает предписания об устранении бюджетных нарушений. Однако в 2017-м одними предписаниями дело не ограничилось.
— По материалам Контрольно-счётной палаты Хабаровского края [местное] Управление на транспорте МВД возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями"), — сообщил Лайфу председатель КСП Хабаровского края Владимир Кондрашов.
Виновным по этой части статьи может грозить лишение свободы до четырёх лет. Фамилии подозреваемых пока не озвучивают — дело возбуждено в отношении неустановленных сотрудников, но следователи отрабатывают всех, кто имел отношение к бюджетным деньгам.
В отчёте КСП говорится, что авиакомпания без достаточных оснований заключила договоры на отправку и обработку почты.
— КГУП "Хабаровские авиалинии" без обоснования оформило договорные отношения с ООО "Авиахаб" в части организации представительских услуг по отправке почты в Хабаровске, а также по обработке почты на складе Хабаровского аэропорта, — говорится в отчёте КСП. — Что явилось злоупотреблением правом и привело к непроизводительным расходам в 1,8 млн рублей.
Возможно, что этот эпизод и лёг в основу уголовного дела.
Собеседник Лайфа из почтовой сферы пояснил, что такое представительские услуги и как на них зарабатывают.
— К представительским услугам прибегают, когда нужно быстро обработать огромный массив писем. Это значит проставить штемпели, сортировать, организовать отправку. Если писем много, проще заключить договор со сторонней фирмой, — рассказал источник. — У заказчика может быть маленький объём почты, но он нанимает специализированную компанию-посредника, с которым может вступить в сговор с целью освоения бюджетных средств.
Фирмой "Авиахаб", с которой заключали договоры, владеет 31-летний хабаровчанин Дмитрий Демаков. Он одновременно возглавляет местную федерацию конькобежного спорта. Один из основных источников заработка его компании — госконтракты.
Важные пассажиры
Фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов
Авиакомпания доставляет головную боль местному Комитету по тарифам и Федеральной антимонопольной службе. Согласно документам, с пассажиров брали лишнее за каждый билет: 400 рублей сверху, если билет покупался в кассе, и 100 рублей — если бронировался онлайн.
Это требование Комитет по ценам и тарифам признал незаконным, сообщил Лайфу источник в судах Хабаровского края.
— Бывший директор Дмитрий Тенетко был оштрафован на 25 тысяч рублей, однако сейчас он оспаривает своё привлечение к ответственности, — рассказал источник.
К авиакомпании есть вопросы и у прокуроров. Надзорное ведомство регулярно выступает в судах в защиту интересов пассажиров и сотрудников "Хабавиа", которых притесняет руководство предприятия. Помимо обычных задержек рейсов и невыплат компенсации притеснение клиентов приобретает экзотические формы.
Как следует из материалов Дальневосточного управления Росавиации, с которыми ознакомился Лайф, авиакомпания якобы отдаёт приоритет VIP-клиентам. Об этом пишет в своём обращении в Росавиацию пассажирка Марина Кухаренко, которую не пустили на борт с билетом.
— В регистрации на рейс самолёта мне было отказано ввиду наличия более важных пассажиров для авиакомпании, у которых были билеты на совершенно другой рейс, — пишет Кухаренко в жалобе Росавиации.
Финансы тянут к земле
Фото: © Википедия
"Хабаровские авиалинии" принадлежат правительству края и показывают неплохие финансовые результаты — прибыль в 78 млн рублей за последний год. Но данные судебной базы Хабаровского края и документы Ространснадзора свидетельствуют о том, что авиакомпания уже вошла в режим жёсткой экономии.
Не исключено, что авиакомпания стремится подзаработать на всём, чтобы закрыть растущие издержки. Согласно базе данных СПАРК, себестоимость перелётов растёт: если в 2015-м году издержки компании на оказание услуг по перевозке составили 985 млн, то в 2016-м уже 1,2 млрд.
Приблизительно в начале года в "Хабавиа" начались кадровые перестановки и сокращения. Сотрудники рассказывали в судах, что предыдущий директор поставил задачу "оптимизации штатной численности".
Степень экономии такова, что персоналу даже не выдают служебную спецодежду — утеплённые куртки, шапки и светоотражающие жилеты. Хотя обязаны по закону. В какой-то момент три сотрудницы "Хабавиа" не выдержали и пожаловались на своего работодателя в прокуратуру. Транспортный прокурор из Николаевска-на-Амуре Александр Шайтанов вступился за женщин — обратился в суд, и судья обязал "Хабавиа" выделить деньги на покупку обмундирования.
Иронично, что впоследствии по приказу краевого Минтранса сократили самого и.о. директора. Тот потом подал в суд, поскольку посчитал, что ему не выплатили компенсацию — почти миллион рублей. В целом руководители в авиакомпании надолго не задерживаются — за три года их сменилось пять штук.
Безопасность под вопросом
Фото: © РИА Новости / Игорь Онучин
К авиакомпании есть претензии и у Ространснадзора. По данным ведомства, аварийно-спасательное подразделение "Хабавиа" не купило спецавтомобиль для поисково-спасательных работ — данный факт отражен в отчёте Ространснадзора по региону. Значит, существует риск, что в случае авиакатастрофы они не успеют спасти тех пассажиров, кто ещё жив. В этом контексте МАК сообщал, что на упавшем L410 не работали аварийно-спасательные маячки. Это значит, что, упади борт в труднодоступной местности, его поиски превратились бы в очень сложную задачу.
Краевое управление ФСБ, кстати, первым отметило масштабные проблемы с безопасностью. Ещё в феврале чекисты писали в прокуратуру о проблемах с противопожарной и антитеррористической безопасностью в аэропорту Николаевск-на-Амуре. На основании этого заявления авиакомпанию оштрафовали на 50 тысяч.
Лайф направил запросы в правительство края и в авиакомпанию с просьбой прокомментировать сложившееся положение дел, но оперативного ответа не получил.