Едем по Руси. Как устроить себе 52 отпуска в год?
Из-за усталости на работе жители городов всё чаще отказываются от длительных отпусков, предпочитая отдыхать несколько раз в год, но недолго. Оптимальный способ — уехать на машине в другой город на выходные.
Фото: © Pixabay
Путешествие на автомобиле — сегодня отнюдь не иллюстрация к "Одноэтажной Америке" Ильфа и Петрова или история о патриотичных соседях. Всё больше россиян предпочитают самолётам и поездам ставший уже традиционным у европейцев автомобильный туризм. Это не только экономия, но и возможность посмотреть несколько городов за уик-энд.
В уходящем 2017-м россияне стали путешествовать на автомобилях по России на 12% чаще, чем в прошлом году. Об этом говорят данные исследований рынка Hospitality Income Consulting. Такой вид туризма становится всё более популярным за счёт того, что работающее население чаще отказывается от длительных отпусков и старается выезжать из города всего на несколько дней.
Автомобильный туризм сейчас оказался доступен каждому, ведь для этого не обязательно иметь свой транспорт. Его можно арендовать, или, если нет водительских прав, стать пассажиром водителя, который едет по делам в другой город. Последний вид передвижения стал безопаснее — появились специальные сервисы по поиску попутчиков. Кроме того, в социальных сетях есть группы, где возможно найти водителя в дорогу.
Из частного опыта: дорогая Европа и Россия без комфорта
Например, студент Арсений Малинин не раз ездил со своей девушкой из Москвы в регионы с помощью сервиса BlaBlaCar. По словам мужчины, это удобно по нескольким причинам — нет других пассажиров, а стоимость поездки, которую назначает водитель, не бывает выше той, что предлагают автопарки (пригородные маршрутки и автобусы).
— Изначально я считал, что водители, которые предлагают помощь, общительны, но на деле каждый раз ты просто садишься в машину, говоришь "Здравствуйте!" и едешь. Никакой романтики в этом нет, зато удобно, — сказал Арсений.
А путешественник Евгений Пакки предпочитает всему автомобиль, потому что не любит проводить отпуск в одном месте и быть привязанным к расписаниям самолётов и поездов.
"Благодаря Интернету есть возможность составлять маршрут по ходу дела, — говорит Евгений. — Самостоятельное путешествие позволяет попробовать аутентичную кухню там, где питается местное население. Это и дешевле, и вкуснее. Кроме того, это возможность найти особенное место в округе.
В России я путешествовал по Карелии, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Проблема номер один — дороги: те, что в стороне от федеральной трассы, в критическом состоянии, и часто отсутствуют указатели. Второй момент — высокие цены за проживание и отсутствие сервиса в отелях. Но есть и плюсы — недорогое топливо, родной язык и отсутствие платных дорог.
Фото: © Pixabay
В Европе последних много, и они недешёвые. Либо плати за отрезок пути, либо покупай виньетку — специальный стикер на лобовое стекло для оплаты проезда по автодорогам. Если хочешь ехать бесплатно, то будут дороги с ограничением скорости или серпантины.
Топливо за рубежом тоже дорогое, цены колеблются от 1,05 до 1,80 евро за литр в зависимости от места. Ещё одна проблема — платные парковки. Есть, конечно, бесплатные при отелях или вдоль дороги, но не всегда хочется оставлять автомобиль без присмотра, даже имея полную страховку КАСКО.
Кроме того, нужно быть готовым, что в каждой стране свои ПДД и культура вождения. Где-то указатель поворота не принято показывать, а где-то подрезать перед носом — норма.
Отправляться в путешествие лучше на своём транспорте — напрокат автомобиль брать не стоит. Чаще всего машину предлагают с минимальной страховкой. В случае ДТП или кражи она не покрывает ущерб. Существует более полная страховка Super cover, но она опять же покрывает не всё. При этом цена проката вырастает как минимум в два раза. Также мудрят и с топливом: если ты весь бак не израсходовал, то остаток не оплачивается. Если вы нарушили ПДД и вас сфотографировал радар, то через три месяца вы можете обнаружить, что с вас удержана определённая сумма. У прокатных фирм хранятся данные кредитных карт минимум полгода.
Фото: © Pixabay
Как отмечает москвичка Светлана Осина, которая не раз путешествовала за рулём из Бельгии во Францию, Голландию и Люксембург, дороги в Европе действительно лучше, но они слишком узкие и не рассчитаны на крупные автомобили. Это создаёт большие неудобства.
— У нас был Mercedes X-класса, и по некоторым дорогам в европейских городах невозможно проехать. Всё-таки самые популярные на Западе автомобили те, что по габаритам похожи на Volkswagen Golf, — отметила Светлана.— Это связано и с тем, что бензин в Европе дороже, чем у нас. Иметь большую и комфортную машину невыгодно.
В России, наоборот, лучше иметь джип, если путешествуешь по регионам.
От усталости поможет провинция
Как отмечают эксперты компании Hospitality Income Consulting, в 2017 году туристы стали отъезжать от родного города дальше — на 50–120 км (год назад эта цифра едва доходила до 50). Ездить в другие регионы россияне также стали чаще, однако время пребывания за городом осталось прежним — в среднем это чуть более двух дней, с вечера пятницы по воскресенье.
Москвичей и жителей Подмосковья, выбирающих путешествия на автомобиле, стало на 20% больше.
По словам генерального директора компании Hospitality Income Consulting Елены Лысенковой, россияне стали реже брать длительные отпуска, из-за чего оптимальными оказываются недолгие поездки в соседние города.
— Люди устают на работе и поэтому хотят чаще, но ненадолго выбираться из города, два-три раза в течение года, — сказала Лысенкова.
Она отмечает, что специфика поездок по России отличается от западных традиций. Россияне предпочитают максимально долго ехать до пункта назначения, не останавливаясь на ночлег.
— За рубежом туристы в поездке цепляют к автомобилю "дом-отель" или, если путешествие долгое, останавливаются в отелях вне городов, у дорог и уже после отдыха продолжают путь, — рассказывает эксперт. — В России до 800 км туристы проезжают без остановки, прежде чем заночевать в центре какого-то города.
Турция вывезла россиян из регионов
Фото: © Pixabay
Но, несмотря на рост популярности автомобильных путешествий, в целом внутренний туризм (на самолётах, поездах, по путёвкам) в России упал по сравнению с прошлым годом на 12–28% в зависимости от региона. Спад спроса связан в первую очередь с открытием свободного авиасообщения с Турцией. Также повлияло то, что россияне стали чаще ездить в Грецию и другие европейские страны благодаря укрепления курса рубля.
Как отмечает Елена Лысенкова, внутренние перелёты всё еще оказываются дорогими. Поэтому люди по возможности отдают предпочтение зарубежным поездкам.
— Мы рассчитывали, что возвращение "турецкого туризма" окажет вполовину меньшее влияние, но нет. Демпинговая политика Турции привела к тому, что люди начали отказываться от забронированных в России номеров, переносить даты поездок, просить вернуть деньги за оплаченные ранее путевки, — сказала Лысенкова.
Член совета Гильдии маркетологов Анастасия Птуха уверена, что автотуризм необходимо поддерживать на региональном и государственном уровнях. Развитие такого способа передвижения, по словам эксперта, создаст не только здоровую конкуренцию железным дорогам, но и простимулирует модернизацию городов.
— В Италии, Испании, Франции подсчитывается количество тех, кто путешествует по стране на автомобиле. То есть это целые госпрограммы. Во Франции предусмотрено отдельное направление по развитию автотуризма. Треть года в разных городах проводятся необычные праздники, которые привлекают людей со всей страны. Нам нужно делать так же, однако пока регионы не особо заинтересованы в этом, — сказала Анастасия Птуха. — Праздники в российских городах часто однообразны: они либо привязаны к событию, либо очень стары. Часто города сами ничего не придумывают, а копируют праздники других.
Как отметила Анастасия Птуха, развивать автомобильный туризм в России особенно важно, потому что у нас страна "с малой территориальной связанностью и при этом есть монополист на железных дорогах в лице РЖД".
— Из-за этого цены на поездки завышаются, но, если будет реальная конкуренция со стороны автотранспорта, то ситуация может измениться, — полагает эксперт.