Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 февраля 2018, 09:49

На пути к Луне. Почему так важен запуск ракеты Falcon Heavy?

6 февраля 2018 года, в 23:45 минут по московскому времени, частная американская компания SpaceX успешно запустила в космос самую тяжёлую и грузоподъёмную на настоящий момент ракету — Falcon Heavy. Почему это событие настолько важно для космонавтики всего мира, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Фото © REUTERS/Thom Baur

Фото © REUTERS/Thom Baur

Из жизни сверхтяжей

Так уж получилось, что в настоящее время в мире не осталось сверхтяжёлых ракет, да и вообще ракет, способных облететь Луну и вернуться обратно. Давно уже стала историей американская программа "Аполлон", советская Н-1, так и не совершившая ни одного удачного запуска, и "Энергия", на чьём счету два успешных полёта. Программа Shuttle была закрыта по причине высокой стоимости, вот и получается, что у человечества нет ракеты для полёта на Луну или осуществления марсианских миссий.

Вообще разделение на тяжёлые и сверхтяжёлые ракеты-носители достаточно условное. Вот, например, российская ракета "Протон", тоже тяжёлая. Однако в максимальной модификации "Протон-М" она может вывести на низкую опорную орбиту 23 тонны, на геостационарную 3,7 тонны, а Луну с её помощью уже не облететь — не хватит топлива и мощности.

В отличие от неё запущенная вчера Falcon Heavу способна вот в таком, возвращаемом варианте вывести на низкую опорную орбиту 34,5 тонны полезной нагрузки. А уж если пожертвовать первыми ступенями, то, согласно расчётам, в космос можно отправить более 55 000 килограммов. Такого запаса, по расчётам, хватит, чтобы отправить обитаемый космический корабль в путешествие вокруг Луны и обратно. Увы, но пока о высадке говорить не приходится.

Фото © REUTERS/Gregg Newton

Фото © REUTERS/Gregg Newton

В этот раз вместо полезной нагрузки на ракете был установлен личный автомобиль Илона Маска, электромобиль Tesla Roadster. За его рулём сидел манекен в скафандре, на приборной доске красовалась надпись "Без паники!", а из колонок машины непрерывно неслись песни Дэвида Боуи. В итоге автомобиль будет доставлен куда-то на гелиоцентрическую орбиту, где и станет летать ближайшие несколько миллионов лет. Непрактично, зато, чёрт возьми, красиво.

Возвращаемый рекорд

В итоге мы имеем событие, словно из кирпичиков, составленное из маленьких рекордов. Вчера была запущена самая тяжёлая на настоящее время ракета, при этом она создана частной компанией в достаточно короткие сроки и её запуск стоит беспрецедентно дешево, менее 100 миллионов долларов.

За счёт чего была достигнута такая низкая цена? Всё дело в том, что компания SpaceX просто собрала свою ракету из трёх ракет-носителей среднего класса Falcon 9. Центральная часть была удлиннена, а в её верхней части разместилась полезная нагрузка. После старта, отработав положенное время, от ракеты отделились два боковых ускорителя, первые ступени ракеты Falcon 9. Они затормозились в атмосфере и, используя оставшееся топливо и собственные двигатели, вернулись на космодром, где и синхронно сели на специально подготовленные площадки. Теперь эти ступени проверят и используют для следующего старта. А с учётом того, что сели они прямо на космодром, SpaceX ещё и экономит деньги на их доставку в сервисный центр.

Фото © REUTERS/Steve Nesius

Фото © REUTERS/Steve Nesius

Точно такой же финт должна была сделать и первая ступень центральной части ракеты. Она отделилась, затормозилась в воздухе и должна была сесть на плавучую платформу, заботливо оставленную в океане. Однако расчёт оказался неверен, топлива не хватило, сработал только один из двигателей, использовавшихся при посадке, и ступень ухнула в воду с тучей брызг в нескольких метрах от платформы.

Кого коснётся этот запуск?

На данное время Falcon Heavy наиболее грузоподъёмная из всех существующих ракет в мире. Больше неё поднять в обозримом будущем сможет только строящийся проект NASA SLS. На низкую опорную орбиту, когда будет собрана, SLS сможет забрасывать от 70 до 130 тонн, что близко к недосягаемому лидеру списка — "Сатурну", использовавшемуся в американской лунной программе. Впрочем, специалисты уверяют, что в данном случае немного разнятся способы подсчёта и, согласно другим данным, SLS может стать самой мощной ракетой в истории человечества. Всего же проект по её созданию до 2025 года съест у американского бюджета 35 миллиардов долларов.

И вот тут главный вопрос? А после того как стартовал Falcon Heavy с объявленной ценой за запуск менее 100 миллионов долларов в одноразовом варианте, стоит ли доделывать огромную и громоздкую SLS, один старт которой будет стоить никак не меньше 500 миллионов долларов. В настоящее время в NASA, скорее всего, созываются серьёзные конференции, где будет решаться судьба этой ракеты.

Фото © REUTERS/Joe Skipper

Фото © REUTERS/Joe Skipper

Задуматься о возможном переделе мест в тяжёлом классе запусков стоит и другим странам, использующим тяжёлые носители, в том числе и России. Пока не известно, за какую цену будет предлагаться возвращаемый запуск, но есть ощущение, что SpaceX способна предложить очень конкурентоспособную цену. Российский сверхтяж, предполагается, совершит первый полёт в 2028 году, если всё пойдёт удачно. Что успеет сделать Илон Маск за ближайшие 10 лет, известно только ему. Однако нам точно нужно ускоряться, чтобы наш родной сверхтяж был востребован.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar