Европейские учёные создали "вечный" двигатель для спутников
Фото: © ESA
Предполагается, что у него даже не будет бака с топливом, его он будет получать прямо из атмосферы.
Инженеры Европейского космического агентства (ESA) провели испытания прямоточного ионного двигателя. В качестве рабочего тела в нём используется атмосферный воздух, что позволяет использовать его для космических аппаратов, находящихся на невысоких, до 200 километров, орбитах. С его помощью спутники смогут находиться там очень длительное, практически неограниченное время, сообщает ESA.
Принцип работы ионных двигателей основан на ионизации частиц газа и их разгоне с помощью электростатического поля. Частицы газа в таких двигателях разгоняются до значительно больших скоростей, чем в химических двигателях, из-за чего ионные двигатели имеют гораздо больший удельный импульс и расходуют меньше топлива.
Основной же проблемой ионных двигателей остаётся их малая, особенно по земным меркам, тяга. Поэтому чаще всего такие двигатели применяют для космических аппаратов небольшого размера, действующих в условиях глубокого космоса, где солнечные батареи практически неэффективны.
Концепция прямоточного ионного двигателя в том, что у него нет бака с топливом, в качестве которого чаще всего выступает какой-нибудь газ, например ксенон. Вместо этого двигатель использует газ, попадающий в него через воздухозаборник. В 2009 году ESA запустило спутник GOCE, который смог за счёт постоянно включённого ионного двигателя с запасом ксенона пробыть на 255-километровой орбите в течение почти пяти лет. В случае использования прямоточного ионного двигателя такие спутники могут находиться на орбите, компенсируя притяжение Земли практически неограниченное время, ведь им не нужно топливо.