Дилеропад. Genser пошёл "на выход", следующий "Рольф"?
Вслед за одним из старейших автодилеров — компанией Genser, которая оказалась на грани закрытия — с серьёзными проблемами может столкнуться ещё один крупный игрок на авторынке — группа компаний "Рольф" бывшего депутата Госдумы Сергея Петрова.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Валерий Левитин © скриншот видео: youtube.com/ RolfToday
Сегодня СМИ сообщили, что может закрыться один из крупнейших в России автодилеров — Genser. Банки-кредиторы грозят банкротством, а автопроизводители уже расторгают или собираются расторгнуть договоры с Genser. По данным издания "Коммерсант", договор Ford Sollers с Genser прекращает действовать по обоюдному соглашению сторон. В Nissan рассказали, что дилерский контракт с Genser действует, но по бренду Datsun работа прекращена по инициативе дилера. Ещё в ноябре с Genser отказались работать в Renault, а компания Audi, по данным "Ъ", прекратила сотрудничество с дилером с 1 марта "по соглашению сторон".
По данным Лайфа, также со значительными проблемами в ближайшее время может столкнуться ещё один крупный автохолдинг — группа компаний "Рольф". Серьёзная закредитованность и снижение потребительской активности россиян могут привести к банкротству ГК, принадлежащую бывшему депутату Сергею Петрову.
Мифы и реальность
Фото: © vk.com/РОЛЬФ
Несмотря на бравурные отчёты и заявления руководства группы компаний "Рольф" о том, что она хорошо зарабатывает, дела у автохолдинга, судя по отчётности, не столь хороши.
В первую очередь это связано с тем, что у ГК "Рольф" высокая закредитованность. По данным базы СПАРК, суммарные кредитные обязательства трёх компаний из группы "Рольф" — ООО "Рольф", ООО "Рольф моторс" и "Рольф эстейт Санкт-Петербург" — сейчас уже оцениваются в более чем 91 млрд рублей. А различные долги группы превышают 15 млрд рублей.
Сеть "Рольфа" насчитывает 46 салонов в Москве и Санкт-Петербурге, в которых продаются машины на любой вкус и кошелёк. Однако, по данным Лайфа, всё это внешнее благополучие построено за счёт многомиллиардных кредитов, которые необходимо обслуживать и возвращать.
Фото: © vk.com/РОЛЬФ
Как можно понять из базы Федеральной нотариальной палаты, одним из основных кредиторов "Рольфа" является Сбербанк. Деньги компании выдавались под залог имущества, в основном дорогих автомобилей марок Porsche, BMW, Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz. Кроме того, например, "Рольф эстейт Санкт-Петербург" c 2014-го по 2016-й получил от Сбера девять кредитов. Средства были выданы под залог котельного, пожарного и электрооборудования, а также средств связи. Если "Рольф" не сможет обслуживать эти долги, это грозит ему банкротством.
По данным базы СПАРК, за "Рольф моторс" в 2016 году числилось кредитов и займов на 12,9 млрд рублей, у ООО "Рольф" — 68,1 млрд рублей, у "Рольф эстейт Санкт-Петербург" — 11,2 млрд рублей.
То, что основным кредитором "Рольфа" является Сбербанк, можно объяснить тем фактом, что у мультимиллионера Сергея Петрова очень неплохие отношения с главой Сбербанка Германом Грефом. Глава самого крупного банка страны охотно помогает компании Петрова не только кредитами, но и заказами. Так, в 2016-м и 2017-м Сбербанк заключил с "Рольфом" два контракта на обслуживание служебных "мерседесов" госбанка.
Пора сбрасывать балласт
Фото: ©РИА Новости/Алексей Мальгавко
Вся эта гигантская долговая нагрузка может в ближайшее время утянуть "Рольф" на дно. И его владелец — постоянный участник списка Forbes Сергей Петров — это хорошо понимает. По данным Лайфа, он активно ищет покупателей своего бизнеса, причём делает это из-за границы, куда перебрался в прошлом году.
Одним из потенциальных покупателей ГК назывался британский холдинг Inchсape с оборотом 7,8 млрд фунтов и сетью автосалонов в 29 странах мира, в том числе и в России.
Интерес британцев понять тоже можно — за счёт приобретения "Рольфа" холдинг Inchcape мог бы поправить свои дела. После того как в 2010 году британский концерн приобрёл Musa Motors (российский дилер Volvo, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault), дела у его российской "дочки" ООО "Инчкейп холдинг" идут всё хуже и хуже. Так, судя по отчётности, если по итогам 2012-го убытки "Инчкейп холдинг" составляли почти 54 млн рублей, то в 2016-м они возросли до 329 млн рублей.
Вероятно, англичане думают, что покупка крупного дилера — это решение всех проблем. Вот только объект сделки они явно переоценили, более того, почему-то не учли риски, которые несёт эта сделка. Дело в том, что Петрова не раз обвиняли в финансировании лидеров оппозиции и оппозиционных СМИ, а к самому "Рольфу" были претензии у клиентов и налоговиков. Отчасти это одна из причин, по которой он предпочёл перебраться на Запад.
Фото: ©РИА Новости/Валерий Левитин
— Сергей сразу после сложения депутатских полномочий уехал за границу. В 2016 году прорваться в Думу он уже не мог и, опасаясь уголовных дел в отношении себя, предпочёл отсидеться в Европе. Управлять бизнесом можно и на расстоянии. Дети у него за границей тоже — один из сыновей в Англии. Учитывая его тесные связи с оппозицией и риски, связанные с этим, желание продать "Рольф" логично, — говорит один из его знакомых.
Младший сын бизнесмена Александр действительно живёт в Англии, а старший Алексей — в США. Кстати, согласно последней декларации депутата, в США ему принадлежит земельный участок площадью более 7 тыс. кв. м. То есть "подготовительная работа" по созданию плацдарма за рубежом проделана, осталось дело за малым — продать "Рольф". Благо иностранцы с деньгами и к тому же слабо представляющие российские реалии ещё не перевелись.
По данным источников Лайфа, близких к переговорам, Inchcape и "Рольф" начали обсуждение о слиянии ещё в 2016 году.
— Сделка ещё не завершена, потому что в Inchcape смотрят, как работает "Рольф", и изучают ситуацию вокруг российского партнёра, — рассказывает источник Лайфа в российской автомобильной отрасли. — Ведь никому не хочется нарваться на подводные камни, потерять деньги.
Некоторое время назад российский офис Inchсape возглавил Игорь Салита — один из бывших топ-менеджеров "Рольфа". Интересно, что вслед за ним в Inchсape потянулась целая вереница сотрудников компании Петрова. Вместе с Салитой в "Инчкейп" перешли и другие ключевые сотрудники "Рольфа". Среди них — глава "Рольф Алтуфьево" Мария Малинская (теперь управляющий директор бренда БМВ/Мини в Inchсape), директор дилерского центра "Рольф Алтуфьево" Дмитрий Щербаков, гендиректор дилерских центров "Звезда столицы Варшавка" и "Звезда столицы Каширка" Ольга Петрова (сейчас управляющий директор бренда Jaguar Land Rover и Volvo), а также руководитель санкт-петербургского "Рольф Октябрьская" Ринат Утешев.
В международном Inchсape не ответили на вопросы Лайфа, но заявили, что информация о готовящейся сделке не соответствует действительности. Не ответили на запросы Лайфа и в "Рольфе".
По мнению автоэкспертов, сделка (если она состоится) вряд ли будет выгодной для покупателя.
— "Рольф" ранее уже обсуждал возможность сделки с "Автоспеццентром", — говорит автоэксперт Роман Гуляев. — Для Inchсape сделка с "Рольфом" может оказаться невыгодной. В своё время холдинг уже обжёгся, выходя на российский рынок: Inchсape купил автодилера Musa Motors, а капитализация последнего сильно упала.
В то же время многие участники рынка сомневаются в серьёзном интересе британского холдинга к "Рольфу". "Сложно поверить, что иностранцы не обратили внимания на те огромные риски, которые связаны с личностью владельца компании и его политической позицией. Если до сих пор бизнес Inchсape падал, то с покупкой "Рольфа" он может просто умереть", — отмечают они.
Скрытые риски
Фото: © AP Photo/Jean-Francois Badias
Когда эксперты говорят о политических рисках Inchсape, они в первую очередь имеют в виду давние связи Петрова с российской оппозицией, да не просто связи. Не раз сообщалось том, что Петров "фактически кошелёк Навального". Ещё несколько лет назад в Сеть утекла переписка главы ФБК Алексея Навального с исполнительным директором фонда Владимиром Ашурковым. В одной из переписок они обсуждали привлечение новых и влиятельных сторонников, упоминая Петрова, которого для конспирации называли Сидоровым. Правда, в одном предложении Ашурков сорвался и всё же назвал настоящую фамилию олигарха.
О помощи Петрова оппозиционерам говорила в одном из интервью телеведущая Ксения Собчак: "Супермужик. Он (Сергей Петров. — Прим. ред.) поддерживал в своё время Зимина, помогает оппозиции сильно".
Сам Петров не скрывает симпатий к Навальному и ФБК. В 2012-м бизнесмен в интервью прямо заявил: "Навальный инстинктивно делает всё правильно".
Помимо "оппозиционных" скелетов в шкафах, англичан ждут и другие. "Рольф" уже ловили на налоговых махинациях. В 2013-м налоговики проверяли, как холдинг рассчитался с бюджетом с 2010 по 2012 год. У ревизоров возникли вопросы к пяти компаниям группы, часть из которых уже не существует. Речь идёт о московском "Рольф моторс" — "Тойота центр Ясенево" и четырёх питерских компаниях — "Рольф автопрайм", "Рольф Лахта М", "Рольф эстейт Санкт-Петербург" и "Рольф-Нева".
Эти компании получили кредиты от двух других компаний "Рольфа" — ЗАО "С.Петров" и "Рольф Химки". Как выяснилось, кредиторы и заёмщики тогда имели одного собственника — кипрскую Panabel, принадлежавшую на тот момент другой кипрской фирме Delance, которая в то время являлась материнской компанией всего холдинга "Рольф".
Налоговая установила, что заёмщики неправомерно записывали проценты по кредитам в состав расходов и тем самым уменьшали свою налогооблагаемую базу. Компании платили иностранному юрлицу дивиденды, которые, в отличие от выплат по займам, облагаются налогом. Суд признал незаконным занижение налогооблагаемой базы на 94,6 млн рублей и заставил компании "Рольфа" доплатить налог на прибыль в размере 35,2 млн рублей.
Коллаж © L!FE. Скриншот видео: youtube.com/ RolfToday
А в 2018-м питерский арбитраж обязал "дочку" "Рольфа" — "Рольф эстейт Санкт-Петербург" выплатить энергосбытовой компании "Ленэнерго" 11,1 млн рублей по иску о неосновательном обогащении. Как выяснилось, компания с декабря 2013-го по октябрь 2014-го потребляла электроэнергию, не заключая договор с "Ленэнерго" и не оплачивая счета. В итоге суд встал на сторону энергетиков и 18 января 2018 года обязал автодилера погасить долги.
Ушлый лётчик
Фото: © vk.com/РОЛЬФ
Бывший военный лётчик-инженер Сергей Петров основал группу "Рольф" ещё в 1991 году. Через год компания начала торговать автомобилями Mitsubishi. Постепенно бизнес стал расширяться, и, помимо розничного подразделения, у компании появился свой логистический бизнес (сейчас это ООО "Рольф-Лоджистик"), компания по импорту машин Mitsubishi в РФ (ООО "ММС Рус"), подразделение по покупке и продаже автомобилей с пробегом (Blue Fish) и даже свой банк (АО "МС банк Рус").
Однако уже в 2004 году Петров отошёл от управления "Рольфом". Формально он покинул пост президента, оставшись только председателем правления группы. В 2007-м, передав свои акции кипрским трастам, Петров избрался в Госдуму от "Справедливой России". В 2011-м он вновь стал депутатом, но вскоре его заподозрили в том, что он продолжает управлять своим бизнесом.
Появилась информация, что депутат Петров в октябре 2012 года учредил на Кипре фонд The SAP Family Trust, который владел через несколько структур компанией Delance Ltd, а также являлся единственным акционером банка "Капитал-Москва", на базе которого в 2013 году был создан "МС банк Рус".
Петрову грозило лишение депутатского мандата и даже уголовное дело, однако он устоял. Досидев в Думе VI-го созыва до окончания срока её полномочий, он уехал в Австрию.
Сейчас подразделения "Рольфа" через фирмы-прокладки Crownvision и Delance контролируются кипрской компанией — Sinoco. Она в свою очередь принадлежит кипрской Calmco Trustees Ltd в качестве доверительного управляющего траста Rishy Trust. Конечным бенефициаром последней является младший сын Сергея Петрова Александр.