Правительство замолвило словечко за "Норникель" перед Китаем
Китайцев попросили обнулить ввозную пошлину на импорт никеля из России, основным производителем которого является компания "Норильский никель" Владимира Потанина и Олега Дерипаски.
Фото: © Shutterstock
В декабре 2017 года Китай увеличил для стран — членов ВТО ввозные пошлины на катодный никель с 1 до 2%. В то же время, например, продукция из Австралии и Мадагаскара ввозится в страну беспошлинно в рамках двусторонних соглашений. Отраслевые эксперты из Metal Bulletin отметили, что увеличение пошлины отразится в первую очередь на поставках из России, за счёт которых обеспечивается почти половина китайского импорта этой продукции. В меньшей степени "под раздачу" попали Бразилия с Финляндией и Южная Африка.
Китай является крупнейшим потребителем никеля в мире (более 1 млн т в год, 56% мирового потребления). Никель российского производства составляет 51% в общем импорте нелегированного никеля в Китай, сообщил Лайфу источник в правительстве.
Сложившаяся ситуация в первую очередь бьёт по "Норильскому никелю", у которого сейчас каждая копейка на счету, учитывая отношения между Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской.
Российская компания экспортирует в среднем около 100 тыс. т никеля в Китай (так было в 2015 году). Выручка от реализации никеля за 2016 год составила $2,625 млрд при средней цене за тонну $9,7 тыс. Вся группа "Норникель" (с учётом активов в Финляндии, ЮАР и Ботсване) в 2016 году произвела 271 тыс. т металла, следует из годового отчёта ГМК.
По словам источника Лайфа в правительстве, министру промышленности и информатизации КНР Мяо Вэю направлено письмо, в котором говорится о том, что повышение ввозных пошлин на никель направлено против российской продукции.
— Обнуление импортной пошлины при ввозе в Китай никеля нелегированного и никелевых порошков будет способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества двух стран, а также высокотехнологичного производства в Китае, в том числе быстро развивающегося сектора производства аккумуляторов для электромобилей, — отметил источник.
Представитель "Норникеля" не предоставил комментарии Лайфу.
Министр промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй. Фото: © Минкомсвязь
Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что китайская пошлина — это элемент давления на российского поставщика, доминирующего на китайском рынке. Кроме того, по его словам, китайцы в условиях роста цен (сейчас цена на никель превышает $13,8 тыс.) заинтересованы в обеспечении загрузки и повышении рентабельности собственных мощностей по выпуску никеля, которые работают на зарубежном сырье из Юго-Восточной Азии.
Эксперты из консалтинговой компани WoodMackenzie отмечают, что Китай переключается на никелевую промышленность будущего — сырье для перезаряжаемых автомобильных аккумуляторов. Пошлины на соединения никеля, применяемые при производстве батарей для электромобилей, Китай, напротив, снизил с 5,5% до 2%. Кроме того, страна продолжает субсидирование выпуска электромобилей с более длинным пробегом, а они, в свою очередь, требуют больше таких соединений никеля.
Эксперт из лондонской Capital Economics предупреждает, что ожидания роста спроса на батареи на основе соединений никеля переоценены.
— Необходимо помнить, что для батарей к электромобилям необходимо от 1 до 2 процентов выпуска никеля в мире, тогда как производство нержавеющей стали требует 65%, — отметил он.
Чистая прибыль ГМК "Норильский никель" за 2017 год упала на 16%, до $2,123 млрд с $2,531 млрд годом ранее. Выручка увеличилась на 11%, до $9,146 млрд с $8,259 млрд.