Соцсети убивают биткоин. Почему Facebook и Google запретили рекламу криптовалют?
Павел Городницкий — о том, как соцсети пытаются спасти людей от бездумных трат и помешать мошенникам заколачивать бешеные деньги на новом тренде.
Фото: © РИА Новости / Евгений Биятов
В 2017 году криптовалюты стали магнитом для тех, кто искренне верит, что можно заработать, не работая. Сказочный рост биткоина, вдохновляющая история Виталика Бутерина, невероятные прогнозы экспертов — все эти явления натурально затуманили разум мечтателям, которые убеждены, что для обогащения нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте.
Возможно, это действительно так, но, во-первых, в крипту стоило активно вкладываться гораздо раньше (лет пять назад), а во-вторых, перед любыми криптоинвестициями полезно узнать, как работает блокчейн, как скакал курс криптовалют в прошлые годы и какие риски есть на этом рынке.
Фото: © pixabay.com
А риски там, нужно признать, существенные: о них лучше всех расскажут наивные ребята, которые закладывали дома и покупали биткоины, когда те стоили по 20 тысяч долларов. Действительно выгодные вложения. Жаль только, что курс трагически упал — неизвестно, когда он восстановится и восстановится ли вообще.
Адекватные люди понимают: криптовалюты — это лотерея, а предсказать поведение курса нереально. Можно вспоминать тюльпанную лихорадку и цитировать Джона Моргана (про акции и чистильщика обуви), но важно учитывать, что в мире живут и обладатели подвижной психики.
Когда они видят график роста биткоина (или любой другой крипты) за последние пару лет, их уже не остановить. Они, никого не слушая, идут ва-банк, не осознавая, что есть немаленький шанс проиграть. Им кажется, что рост вечен, что криптотема только зародилась и даже капелька биткоина (буквально парочка) обеспечит безбедную старость.
Теперь таких сумасшедших станет меньше: Google вслед за "Фейсбуком" запретил рекламу криптовалют (правда, только с лета). Изначально может показаться, что благородные интернет-корпорации действуют исключительно ради того, чтобы сберечь финансы пользователей, но на самом деле всё гораздо прозаичнее.
Фото: © pixabay.com
За криптовалюты взялась комиссия по ценным бумагам и биржам, которая не так давно конкретизировала правила размещения токенов. Соответственно, компании просто перестраховались: разумнее запретить сомнительную рекламу, чем получить проблемы и санкции на ровном месте.
Впрочем, отказ от рекламы криптовалют — ещё полдела. Гораздо интереснее, что промоушн ICO (первичное размещение монет) теперь тоже под запретом. Это решение тоже абсолютно правильное — оно точно поможет в борьбе с мошенничеством.
Итак, 59% компаний, которые провели ICO в 2017 году, уже либо мертвы, либо в анабиозе. Всего в пустоту улетело 3,7 млрд долларов — спасибо свободному криптовалютному рынку, где можно творить что угодно. Опять же: компания объявляет, что выходит на ICO, а затем собирает деньги с тех, кто думает, что становится акционером нового перспективного стартапа. На самом деле типичное ICO — симбиоз краудфандинга и банального развода на деньги.
Например, калифорнийский стартап Tezos (смарт-контракты, конкурент эфириума) в середине 2017 года провёл ICO, в рамках которого привлёк 240 миллионов долларов. Всего через несколько месяцев разработчики заявили, что инвесторы не платили за долю, а делали добровольное пожертвование. Тысячи вкладчиков остались ни с чем. В США идёт грандиозный суд, но деньги вернуть уже точно не удастся.
PlexCorps — проект других замечательных предпринимателей. Они обещали инвесторам 1354% прибыли в месяц, при этом гарантируя, что средства будут выплачиваться не за счёт новых вкладчиков, а за счёт перспективности применения криптовалюты. Сказка сработала: прежде чем всё накрылось, создателям PlexCorps удалось стрясти с дурачков 15 миллионов долларов.
Иногда проблема даже не в подлых намерениях, а в бездарности стартаперов. Так случилось с монетой Veritaseum, которая предназначалась для ускорения банковских транзакций. Привлечённые в рамках первичного размещения коины были украдены и быстро выставлены на биржи — потери составили 8,4 миллиона долларов.
Фото: © pixabay.com
И таких историй десятки. Никакой криптовалютной надёжности пока не существует, зато люди массово теряют деньги.
***
Парадокс в том, что за обман в сфере ценных бумаг во всех правовых системах установлена серьёзная ответственность, а в области криптовалют даже самые наглые мошеннические схемы пока что лишь обогащают тех, кто их придумал и реализовал.
В Сети есть десятки криптовалютных лендингов и проектов, напрямую рекламирующих себя — как схемы Понци (в России архитектором этих пирамид стал Мавроди с его МММ). Всё это добро ещё недавно могло спокойно рекламироваться на любых платформах и засасывать в свои сети тех, кого в своё время ничему не научил крах МММ.
Классический сюжет — BitConnect: два месяца назад эта популярнейшая пирамида наконец лопнула и спровоцировала сразу несколько суицидов — несчастные "криптоинвесторы" так и не смирились с тем, что вместо долларовых миллионеров они стали банкротами.
К счастью, сейчас беспредел подходит к концу. Вложенных средств уже гораздо меньше: за первый квартал 2018 года в рамках ICO было привлечено на 30% меньше денег, чем за аналогичный период 2017-го.
Фото: © pixabay.com
Такими темпами на рынке останутся только проекты, которые приносят практическую пользу, а лживые схемы и откровенные лохотроны со временем вымрут. Отчасти благодаря тому, что сократится количество крипторекламы.
И это замечательно: те, кто правда разбирается в криптовалютах, не нуждаются в просмотре платных объявлений, а всем остальным туда просто лучше не лезть: так безопаснее для благосостояния и даже для здоровья.