14 апреля 2018, 13:30

Китайские распродажи смартфонов — абсолютный цирк. На примере Huawei

Павел Городницкий — о том, как азиатские бренды анонсируют невероятные скидки, но оставляют покупателей ни с чем.

Фото: © AP Photo/Francisco Seco

Читать на сайте Life.ru

На прошлой неделе стартовала акция от Huawei — китайский бренд отмечал трёхлетие на российском рынке и продавал гаджеты за 1000 рублей. Разумеется, всё не так просто: количество скидочных устройств было строго ограничено — всего 10 штук каждой модели на толпу покупателей.

Логично, что искателей халявы оказалось архимного — такой исход можно запросто спрогнозировать, когда, к примеру, Honor 7X отпускают на 15 тысяч рублей дешевле номинала.

В итоге сайт магазина Huawei рухнул, как от DDOS-атаки. Для любой уважающей себя компании это позор — очевидно, что к распродажам нужно готовиться не только внешне (рисовать красивые акционные картинки), но и с точки зрения мощностей.

Однако у китайцев свои правила: как говорят люди, которые систематически следят за дисконтными предложениями, падение сайта — совершенно рядовой момент, и он уже никого не удивляет. Да, надо часами обновлять страницу и ждать, пока ресурс поднимется, но чего не сделаешь ради шанса срубить ультрадешёвый смартфон? Представители компаний, кстати, иногда даже радуются упавшим сайтам — для них это показатель востребованности девайсов.

Вообще, участие в таких конкурсных распродажах — занятие исключительно для терпеливых, целеустремлённых и негордых покупателей, у которых есть куча свободного времени.

Нужно понимать: любая китайская акция — это дичайший микс из дополнительных условий, неприятных нюансов и откровенного вранья.

Ниже — пять главных причин не вписываться в эту клоунаду.

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Не тот товар

Самая гадкая китайская фишка — нарисовать на баннере топовый смартфон, написать слово "Распродажа", заставить человека перейти по ссылке, а потом мелким шрифтом прописать, что за копейки можно купить только бюджетник.

Судя по всему, какой-то процент посетителей остаётся на сайте и дальше участвует в этой нелепой лотерее. Кстати, подобные схемы мутила даже ранняя Xiaomi — там тоже любили показать одно, а продавать совсем другое. Сейчас эта тактика уже не работает — корпорация, к счастью, понимает, каким жутким репутационным крахом всё обернётся.

Мало экземпляров

Фирменный китайский маркетинг — объявить, что по акции можно будет приобрести 10 тысяч смартфонов, а потом выставить тысячу и через две минуты сказать, что всё продано.

Компания выигрывает по всем параметрам: финансовые потери из-за скидок минимальны, зато создаётся иллюзия ажиотажа (заголовки в духе "Новый девайс Meizu раскупили за 120 секунд"). К слову, Xiaomi один раз оштрафовали на 20 тысяч долларов за фейковую распродажу в Тайване. Злоупотребления там были пустяковыми, но важна тенденция: даже известные бренды не стесняются пользоваться грязными методами.

Продажа данных и спам

Вот тут всё совсем грустно, потому что покупателю наносится ущерб, даже если он ничего не приобрёл. Дело в том, что для участия в акции нужно зарегистрироваться на сайте магазина, прописав свои настоящие ФИО, телефон и e-mail.

Дальше начинается шоу, степень бессовестности которого порой зашкаливает. Как минимум, вам на почту и в телефон будут падать все, абсолютно все новости того бренда, который организовал распродажу. Как максимум, ваши драгоценные данные продадут рекламщикам и вы станете мишенью для спама. Так что единственный выход в этой ситуации — иметь резервные номер и ящик как раз для обнаглевших китайцев.

Фото: © AP Photo / Manu Fernandez

Запредельное ожидание

Самое противное условие азиатских акций — безлимитный срок доставки. Прислать купленный девайс через два-три месяца — норма. Забыть отправить — тоже регулярный кейс. Отвечать на вопросы сутками, кормить завтраками, писать "не понимаю" — опять же вполне в духе китайцев, которые вымотают всю душу, прежде чем реально доставят смартфон его законному обладателю. Поэтому "выиграть" гаджет по льготной цене — ещё полдела, самое нервное и утомительное — впереди.

Типичнейшая ситуация: люди, которые приобрели телефоны за 100 долларов вместо 180, жалуются, что при получении были уже не рады новому девайсу. Всё просто: за то время, которое они потратили на диалоги с продавцом, эти несчастные 80 баксов уже можно было элементарно заработать.

Первые партии

Ушлые азиатские бренды очень грамотно эксплуатируют человеческую жадность. Покупая телефоны со скидкой, вы соглашаетесь стать бета-тестером новинок — именно их стандартно выбрасывают на рынок по акциям. Так компании проверяют спрос, а заодно получают бесплатную фокус-группу для проверки девайса на брак.

К сожалению, в первых партиях проблемы могут быть с чем угодно — от аккумулятора и камеры до экрана и прошивки. Но жаловаться на заводские недочёты удобно лишь в Китае: российские покупатели потратят на экспертизу и пересылку товара туда-обратно кучу времени и сил.

Самое мудрое решение — не связываться с аппаратами, которые только что дебютировали, иначе потом эпопея с возвратами может растянуться на долгие месяцы. Скидка того не стоит: телефоны покупают, чтобы спокойно ими пользоваться, а не чтобы становиться жертвой чужой безответственности.

Да и в целом любые распродажи с фантастическими уценками — банальный конкурс уровня "купи бутылку и найди приз под крышкой". Лучше искать акции с вменяемыми условиями (минус 10–20 процентов), чем верить в удачу ради мифической выгоды, которая нивелируется хитростью организаторов.