Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 апреля 2018, 12:20

Не верим. Почему никто не реагировал на угрозы школьника убить одноклассников?

Девятиклассник, который как минимум год подробно расписывал, как он будет нападать на школу, и признавался, что болен и родители на это не реагируют, так и не получил никакой помощи.

Коллаж © L!FE  Фото: © социальные сети

Коллаж © L!FE  Фото: © социальные сети

Следственный комитет Башкирии, который расследует дело о нападении 17-летнего ученика коррекционного класса школы № 1 в Стерлитамаке на учителя и одноклассников, в первую очередь будет выяснять, почему подразделения МВД по работе с несовершеннолетними и школьный психолог не реагировали на постоянные сигналы и жалобы на этого подростка. Против сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних (ПДН) возбуждено уголовное дело о халатности. Известно, что Артём Т. уже давно и подробно расписывал в социальных сетях свои планы по нападению на одноклассников, но никто из администрации школы, социальных и силовых служб на это не реагировал.

Первый урок в крови

Нападение на школу №1 в Стерлитамаке произошло сегодня около 9 часов утра. Следователи уже поминутно восстановили всю картину: когда шёл первый урок, в кабинет информатики на втором этаже здания, где занимался 9-й "Г" — коррекционный класс — вошёл 17-летний Артём Т. В его руках был нож.

Сначала подросток бросился к одной из одноклассниц — Юлии Ф. и воткнул ей нож в грудь, затем ранил в бедро другую девочку — Василу С. После этого Артём напал на 29-летнюю учительницу информатики Екатерину Першину. Он настиг её и несколько раз ранил ножом. После этого Артём Т. разлил в классе бензин и поджёг его. Затем он попытался убить себя ножом, полоснув по горлу. В этот момент сработала пожарная сигнализация, в классе началась паника. Раненая Васила С. открыла окно и со второго этажа прыгнула вниз. Позже выяснилось, что она получила перелом.

Фото © VKontakte / Пострадавшая Юлия Ф.

Фото © VKontakte / Пострадавшая Юлия Ф.

Паблик Life Shot сообщает некоторые подробности инцидента со слов одного из учеников школы.

Фото © VKontakte / Пострадавшая учительница Екатерина Першина. Ей 29 лет. В школе Стерлитамака она преподаёт информатику. В 2017-м стала "учителем года".

Фото © VKontakte / Пострадавшая учительница Екатерина Першина. Ей 29 лет. В школе Стерлитамака она преподаёт информатику. В 2017-м стала "учителем года".

— Один ученик 9-го "Г" класса притащил бензин и поджёг его. Чтобы никто не узнал, он решил убить одноклассников и учительницу ножом. Его остановили его же одноклассники. Но перед этим она просила не убивать их. Этот ученик закрыл её. Он стал ученицу заставлять прыгать, угрожая ножом. Она спрыгнула. В этот момент ученица моего класса выходила из спортзала. Она увидела, как кто-то упал со второго этажа. Она побежала к нам и сказала об этой ситуации. Мы собрались и вышли через чёрный ход из спортзала. И мы увидели, как на втором этаже горит кабинет. Нам сказали идти в пятую гимназию. Там мы сидели час. И нас отпустили домой. Вот что у нас случилось, — рассказал ученик.

В школе началась эвакуация, в результате пожара никто из детей не пострадал. Все ученики и учителя выбежали на улицу. Пожарные и полицейские, которых вызвали тревожной кнопкой, примчались быстро. Скорая увезла в больницу четырёх человек: раненую учительницу, двух девочек и самого Артёма Т. Его сопровождали полицейские. В это время психологи оказывали помощь детям, которые узнали о том, что произошло, и плакали, глядя на то, как горит их любимая школа.

В полдень стало известно, что врачи сделали всё возможное, чтобы сохранить жизнь и здоровье раненых. Учительница была успешно прооперирована. У неё были диагностированы колото-резаные раны кистей. Что касается пострадавших детей, у одной девочки проникающее ранение лёгкого, у другой — перелом и раны бедра. Сам нападавший Артём Т. госпитализирован с порезом на шее. Сейчас с ним работает психолог.

Пожарным удалось довольно быстро справиться с огнём в классе. Глава Башкирии Рустэм Хамитов также приехал к школе и распорядился как можно быстрее отремонтировать пострадавшие помещения.

Вот как выглядит класс, где всё произошло. На полу — нож Артёма.

Вот как выглядит класс, где всё произошло. На полу — нож Артёма.

Власти Башкирии уже предупредили администрацию школы и охрану, что будет произведён разбор полётов в связи с тем, что Артём смог пронести нож через металлоискатель.

— Этот случай ещё раз подталкивает нас к тому, чтобы системы безопасности во всех школах республики были проверены. Эту работу мы сегодня, максимум завтра проведём, — приводит слова главы Башкирии Рустэма Хамитова его пресс-служба.

Глава Башкирии Рустэм Хамитов. Фото: ©РИА Новости/Нина Зотина

Глава Башкирии Рустэм Хамитов. Фото: ©РИА Новости/Нина Зотина

Росгвардия, впрочем, утверждает, что охранник ЧОП в школе действовал правильно.

— Сотрудник ЧОП, дежуривший на входе в школу № 1 города Стерлитамака, сработал оперативно, сигнал тревоги подан своевременно, — сообщили в пресс-службе Росгвардии.

По данным Росгвардии, тревожная кнопка в школе сработала в 8:54. Экипаж вневедомственной охраны Росгвардии прибыл к школе через несколько минут, потому что находился в двухстах метрах от учебного заведения.

Депрессивный поклонник "Колумбайна"

В обстоятельствах самого инцидента теперь разбирается Следственный комитет по Башкирии, который уже возбудил уголовные дела о покушении на убийство двух и более лиц, а также о халатности. В последнем случае речь идёт о сотрудниках подразделений МВД по Стерлитамаку, которые, как уже известно, неоднократно получали сигналы об агрессивном поведении Артёма Т., но не реагировали на них.

Артём напал на школу с повязкой со свастикой на руке. Её нашли уже после атаки. Фото: © соцсети

Артём напал на школу с повязкой со свастикой на руке. Её нашли уже после атаки. Фото: © соцсети

17-летний Артём Т. учился в коррекционном 9-м "Г", и для половины его одноклассников это нападение на школу не стало неожиданностью. Как выяснилось, эту акцию он планировал ещё с начала 2017 года. На своей страничке в социальных сетях он писал, что очень ждёт своего 17-летия, чтобы отпраздновать день рождения в последний раз и на этом завершить жизнь. Но при этом Артём хотел прихватить с собой как можно больше людей — "30 человек или больше". По его словам, он не будет нападать на детей с первого по пятый класс, но, видимо, учительница входила в его чёрный список. По крайней мере, он писал, что у учительницы есть ребёнок и что будет, если он потеряет мать. Артём сообщал: "Я судья, и я буду решать, кому жить, а кому умереть". Правда, даже после своего дня рождения он так и не решился в 2017 году напасть на школу.

В общей сложности парень вёл сразу 5 аккаунтов в соцсетях: четыре во "ВКонтакте" и один в "Инстаграме". Так, в "Инсте" у Артёма всего 17 постов, часть из которых так или иначе связана с темой смерти. Например, на последнем снимке изображена стена, на которой написано: "Я не боюсь смерти, потому что я и есть смерть". На другой фотографии — тот самый нож, с которым он совершил нападение на школу.

Примечательно, что, судя по соцсетям, школьник был хорошо знаком с историей массового убийства в школе "Колумбайн" и, возможно, именно она оказала на него сильное влияние. В том же "Инстаграме" он подписан на человека под ником Дилан Клиболд — именно так звали одного из учеников, напавших на школу в США в 1999 году.

Фото: © социальная сеть Артёма

Фото: © социальная сеть Артёма

Аккаунты Артёма во "ВКонтакте" также указывают на его увлечение печально известным "Колумбайном". На одной из своих страниц, которую он вёл под псевдонимом Август Кошмаров, всего за пару часов до инцидента появился ролик о нападении на школу "Колумбайн". На той же странице школьник постил довольно депрессивные фотографии и картинки. На одной из них много раз красным цветом написано слово "Ненависть", на другой — человеческие глаза и подпись: "Я сходил с ума! Ненависть, злоба, месть, отвращение, презрение, тревога, тошнота, отчаяние, обида — всё это переполняло меня!!! Я хотел убивать, и я убивал".

Другую страницу во "ВКонтакте" школьник вёл под ником Артём Грустный. В общей сложности на этой странице почти 300 видеозаписей. За день до нападения школьник добавил на неё ролик с нарезками из аниме "Форма голоса" и песней "Спасай меня" российской группы "Найтивыход".

На его страничках в социальных сетях есть видео, как Артём вместе с приятелем готовится к нападению, — в подвале какого-то заброшенного здания они учатся метать в стену коктейль Молотова.

В январе 2018 года на страничке Артёма Т. появились очередные сообщения со словами "готовлюсь к уничтожению людей". На вопросы своих приятелей он писал, что акцию планирует "весной где-то", а по поводу причин говорил — "одноклассники аутисты". Лучшая подруга Артёма рассказала паблику Life Shot, что не поверила, когда он сказал ей, что убьёт одноклассников, так как думала, что "он и мухи не обидит". Она первая позвонила ему.

Артём живёт в благополучной и полноценной семье. У него есть младшая сестра. Они живут в доме № 70 на улице Артёма. Примечательно, что пострадавшая учительница Екатерина Першина живёт в этом же доме. Пока непонятно, какие отношения были внутри семьи подростка, но на своих страницах он сам писал, что якобы болен, говорил об этом родителям, но они на это не реагировали.

Артём с семьёй. Фото: © Life Shot

Артём с семьёй. Фото: © Life Shot

Сигналы без ответа

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Халатность" против сотрудников местного ПДН, которые, по предварительной информации, уже получали сигналы об агрессивном поведении Артёма Т., но не реагировали на них. Улицу Артёма обслуживает городской отдел полиции № 4, который находится в доме № 69. Начальником отдела УУП и ПДН значится старший лейтенант полиции Алик Сатликов, а участковым по адресу проживания подростка — капитан Рамиль Файрушин. Телефоны подразделения весь день не отвечали.

Фото: © L!FESHOT

Фото: © L!FESHOT

Последние нападения на школы в России вскрыли серьёзную проблему в работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) МВД.

— Полицейские не всегда сообща с учителями и психологами учебных заведений оперативно выявляют агрессивно настроенных подростков, начинают работать с их родителями, что и приводит к трагедиям, — считает психолог Михаил Виноградов.

Фото: © MASH

Фото: © MASH

Ещё в январе 2018 года вице-премьер Ольга Голодец сформировала специальную рабочую группу, которая должна была разработать стандарты совместной профилактической работы полицейских и психологов в российских школах.

Однако, по информации Лайфа, пока никаких стандартов не выработано, как и не изменена система охраны российских школ.

У следователей много вопросов к Наталье Афанасьевой, которая в школе № 1 курирует учебно-воспитательную работу и по своему образованию является психологом. Стаж её работы более 20 лет.

Тихие бомбы

По мнению психологов, срыв у подростка мог произойти после участившихся в последнее время нападений на школы в России.

— Одной из причин может быть детальное описаний в прессе и социальных сетях происшествий, которые произошли в начале 2018 года в Перми, Челябинской области и Улан-Удэ, — считает психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. — Дети с определённым личностным настроем слушают и берут на вооружение эти сообщения.

По его словам, напавший на школу № 1 в Стерлитамаке подросток, скорее всего, копировал акцию, произошедшую 19 января 2018 года в бурятском посёлке Сосновый Бор. Там школьник ворвался с топором и коктейлем Молотова в класс и напал на учителя, учеников и также поджёг помещение.

Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП имени В. П. Сербского Елена Дозорцева считает, что агрессию и жестокость в школе нужно отделять от собственно буллинга. В подобных явлениях очень сильна и сторона психопатологии.

Артём. Фото: © соцсети

Артём. Фото: © соцсети

— Проблема в том, что школьные психологи очень слабо разбираются в клинической психологии. Сейчас назрела необходимость повышать их компетентность в этом направлении, — считает Елена Дозорцева.

Психолог одной из столичных школ Анна рассказала Лайфу, что специалист должен выявлять и оказывать первую помощь детям, которые нуждаются в незамедлительной помощи по снятию стрессового состояния, что может привести к суициду.

— Именно своевременная профилактика суицидального состояния ученика — это и есть одна из задач школьного психолога, если, конечно, ребёнку не требуется помощь психиатра или лечение в психиатрическом стационаре, но это уже вопросы к врачам, а не к психологу, — говорит Анна. — Я, если замечаю какие-то не психологические, а психоклинические отклонения, просто сообщаю родителям с предложением обратиться к психиатру.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar