Дорогие облака. Почему контракты на метеозащиту Москвы берет одна и та же фирма
Ревизоры столичного правительства поймали чиновников на том, что они заключают контракты на разгон облаков на праздники с нарушением конкурсных процедур, что чревато необоснованными тратами из бюджета.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
Московских чиновников из ГКУ "Экспертавтодор", которые распределяют многомиллионные бюджеты на разгон облаков в Москве, уличили в нарушении закона при проведении тендера по метеозащите столицы в 2018 году. Как выяснили ревизоры из Главного контрольного управления (ГКУ) Москвы, "Экспертавтодор" необоснованно отказался от проведения конкурса, заключив контракт по разгону облаков на 400 млн рублей с давним партнером — АНО "АТТЕХ". Между тем, в конкурсе могли участвовать и другие компании, потому что АТТЕХ не является монополистом в сфере метеозащиты. Несмотря на выявленные нарушения, тендер и его результаты отменять не стали.
Расходы столичных властей на метеозащиту Москвы в весенне-летние праздники растут с каждым годом. Если в 2017-м правительство Москвы выделило на разгон облаков по 97 млн рублей на каждый из четырех праздников, то в этом году уже по 100 млн рублей. Таким образом хорошая погода в Москве на 1 Мая, 9 Мая, День России и День города обойдется бюджету в 400 млн рублей.
Тендеры на разгон облаков в Москве с 2016-го проводит подведомственный столичному департаменту ЖКХ ГКУ "Экспертавтодор". Из года в год контракты по метеозащите от столичных властей берёт — АНО "Агентство атмосферных технологий" (АТТЕХ). Агентство было учреждено Росгидрометом и "дочкой" Ростеха — Чебоксарским производственным объединением им. Чапаева — одного из производителей специальных "погодных" реагентов и с 2013 года является единственным участником тендеров по разгону облаков в Москве.
Например, агентство отвечало за разгон облаков на прошлый День Победы. Правда, тогда пришлось отменить авиационную часть парада, и замдиректора АТТЕХ Василий Мартанов говорил, что перед ними и не стояла задача обеспечить безоблачное небо на 9 Мая.
Нынешний контракт на 400 млн по метеозащите Москвы АТТЕХ получил в конце марта без конкурса. Как и в предыдущие годы, чиновники из "Экспертавтодора" сочли его проведение нецелесообразным. К контракту приложен отчёт, в котором указывается, что провести закупку конкурентным способом не представляется возможным из-за сжатых сроков, специфики работ и времени года. Мол, период, на который приходятся праздники, отличается нестабильной погодой, что "может привести к срыву или ненадлежащему проведению праздничных мероприятий".
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
— В связи с крайне ограниченными сроками и спецификой выполнения работ осуществить закупку конкурентным способом не представляется возможным, — говорится в тендерной документации.
По условиям контракта, хорошую погоду на все четыре праздника должны будут обеспечить 12 самолетов. Это летающая лаборатория Як-42Д "Росгидромет", 9 военных Ан-12 и два легких самолёта два легких самолета — МВ-500 и ТВС 2ДТ. Их загрузят реагентами на основе йодистого серебра, сухого льда и цементной пыли и будут распылять на подступах к Москве.
Новый контракт заинтересовал ревизоров из Главного контрольного управления Москвы. C 6 по 13 апреля аудиторы из ГКУ проверяли, как "Экспертавтодор" исполняет законодательство в сфере закупок и нашли нарушения как раз в контракте по метеозащите.
Дело в том, что по закону допустимо заключать контракты без конкурса, если потенциальный исполнитель контракта является монополистом на рынке, или товары или услуга нужны срочно и на проведение конкурсного отбора просто нет времени. Например, такая необходимость может возникнуть при авариях, чрезвычайных ситуациях. Однако аудиторы из Главного контрольного управления, проанализировав контракт, пришли к выводу, что у "Экспертавтодора" не было веский оснований для отказа от проведения конкурса.
— Заказчик, заключив контракт с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушил требования части 5 статьи 24 Закона контрактной системе, — говорится в материалах проверки ревизоров.
Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович
Кроме того, считают в ГКУ Москвы, действия чиновников из "Экспертавтодора", решивших заключить контракт с "АТТЕХ", содержат признаки состава административного правонарушения по статье о несоблюдении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пока же к административной ответственности "Экспертавтодор" не привлекли, но чиновникам едва ли стоит опасаться страшного. По этой статье им грозит штраф всего в 50 тысяч рублей.
Между тем есть и другие компании, также занимающиеся разгоном облаков, которые готовы обеспечить столицу хорошей погодой за куда меньшие деньги. Одна из них — питерская LIMOSPB. Правда, основатель компании Дмитрий Короленко сомневается в том, что их допустят до участия в московских тендерах на разгон облаков.
— На разгон облаков каждый выставляет ценник, какой он хочет. Клиент либо соглашается либо нет, третьего не дано. Стоимость наших работ — 200 тысяч рублей в час без учета аренды воздушных судов, — говорит основатель LIMOSPB Дмитрий Короленко. — Сама аренда вертолета или легкмоторного самолета обойдется в среднем в 10-30 тысяч рублей в час.
Лайф направил вопросы по этим контрактам в департамент ЖКХ Москвы и в ГКУ, однако ответов от них не получил.