Мэрские типы. Собянина на выборы поведут “короли госзаказа”
Вести кампанию Сергея Собянина на предстоящих выборах мэра Москвы, скорее всего, опять будет фирма “ИМА-консалтинг”, которая уже давно "озолотилась" на контрактах со столичными властями.
Коллаж © L!FE Фото: © Агентство городских новостей "Москва" / Сергей Киселев, РИА Новости / Екатерина Чеснокова
PR-компания "ИМА-консалтинг", входящая в одноименный холдинг, зарегистрировала сайты собянин2018.рф и sobyanin2018.ru — такая информация содержится в доменной базе регистраторов сайтов. Вероятно это связано с тем, что и в этот раз ИМА будет вести значительную часть работ в рамках избирательной кампании мэра Москвы Сергея Собянина. Бюджет, который получит "ИМА-консалтинг" пока неизвестен, но эксперты уже сомневаются в том, что выбор мэра столицы правильный: традиционные технологии по работе с избирателями отжили свое, но а компания продолжает делать ставку на агитки и наружную рекламу.
Сайтов много не бывает
Сайты собянин2018.рф и sobyanin2018.ru были зарегистрированны в столичной профильной компании RU-CENTER. Сами сайты пока не активны, поэтому какой контент там будет размещен, судить сложно. Ранее за тем же агентством "ИМА-консалтинг" был закреплен домен собянин2013.рф. В прошлую мэрскую кампанию на этом сайте была размещена предвыборная программа Сергея Собянина, его биография, а также новости о его достижениях на посту мэра. Кроме того, сайт предлагал москвичам сообщать о каждом нарушении избирательного законодательства. Возможно и в этот раз сайты собянин2018.рф и sobyanin2018.ru будут использоваться для продвижения программы Сергея Собянина.
Экспертам не очень понятно, для чего политтехнологи собираются запустить сразу два новых сайта, если у Сергея Собянина уже давно есть работающий и персональный сайт sobyanin.ru. По одной из версий, расходы на работу в интернете и в социальных сетях, создание и поддержание сайтов, считаются непрозрачными, что дает широкие возможности политтехнологам для заработка на своих клиентах.
Коллаж © L!FE Фото: © Агентство городских новостей "Москва" / Сергей Киселев
— Я вообще не очень понимаю смысла плодить адреса "собянин2013", "собянин2018", "собянин2022" и тому подобное. Обычно политтехнологи оформляют фиктивную покупку сайта у частного лица, выставляя заказчику нереальные цены. Например, якобы сайт обошелся им в 1 млн рублей. Существующий сайт Sobyanin.ru, возможно, они не хотят использовать, — говорит киберсквоттер Олег.
Также по его мнению, сайты могли зарегистрировать для того, чтобы обезопасить кандидата — не дать политическим противникам зарегистрировать сайты с именем Собянина. Часто это делается для того, чтобы на сайтах размещать негативную или компрометирующую информацию о кандидате.
Куш для своих
В PR-сфере группу "ИМА" хорошо знают и не без оснований называют королями госзаказа.
По данным Лайфа, за последние десять лет структуры группы "ИМА" заработали на госконтрактах с московским правительством, администрацией Президента РФ, Федеральной налоговой службой, Московской и Центральной избирательных комиссиях более миллиарда рублей. Группа "ИМА" участвовала почти во всех президентских компаниях.
По данным доклада "Трансперенси Интернешнл", в 2014–2016 годах та же "ИМА-консалтинг" получила 52 контракта на проведение социологических исследований на 132,6 млн руб. Всего группа "ИМА" и аффилированные с ней компании за последние шесть лет "взяли" около 400 госконтрактов.
Компании группы "ИМА" давно и тесно работают со столичными властями, получая многомиллионные контракты на информационное сопровождение различных мероприятий, районных и окружных интернет-ресурсов, организацию праздников и фестивалей, проведение опросов и исследований.
Та же группа "ИМА" уже участвовала в выборах в Москве. В 2011 году во время выборов в Госдуму с агентством сотрудничало столичное отделение партии "Единая Россия". По официальным данным, "Единая Россия" тогда получила высокий для столицы результат по явке — около 46%.
А 19 июня 2013 года группа "ИМА-консалтинг" выиграла контракт Московской городской избирательной комиссии на оказание услуг по информированию избирателей о выборах Мэра Москвы. Тогда сумма контракта составила 63,5 миллионов рублей.
Именно с 2011 по 2013 годы, согласно сайту Госзакупок, группа "ИМА", куда входят компании "ИМА-консалтинг" и "ИМА-пресс", участвовали в конкурсах по 23 контрактах, не проиграв ни в одном. Всего компания получила госзаказов почти на 440 миллионов рублей, а заказчиками ее были Комитет госуслуг города Москвы.
В 2014 году Мосгоризибрком отдал "ИМА" контракт на 40,3 млн рублей по распространению информации о выборах в Мосгордуму шестого созыва. Следующий контракт по информированию избирателей о выборах, компания получила от Мосгоризибркома в 2016 году. Цена контракта — 23 млн рублей.
Согласно базе СПАРК, во всех трех конкурсах Мосгоризбиркома, в которых победила группа "ИМА", у компании либо вовсе не было конкурентов, либо таковым выступала фирма "Третья точка". Последняя была создана в 2008 году самой группой "ИМА" Андрея Гнатюка и ещё одной его компанией — ООО "Действительность". Последняя, кстати, владеет группой "ИМА". Кроме того, гендиректор "Третьей точки" Олег Репин занимает пост гендиректора "Действительности".
Московский симбиоз
То, что группе "ИМА" так везет в Москве с многомиллионными контрактами, есть объяснение. Согласно базе данных СПАРК, главу группы Андрея Гнатюка связывают с председателем Мосгоризбиркома Анатолием Горбуновым не только работа, но и совместные увлечения. Вместе с главой Мосгоризбиркома, который возглавляет комиссию с 1994 года, его сыном Анатолием и другими учредителями, Гнатюк с 2003 года является учредителем общественную организацию "Клуб охотников и рыболовов "Станищевское". Среди учредителей клуба также значится и бывший глава столичного департамента территориальных органов исполнительной власти Сергей Зверев.
Президент холдинга "Группа ИМА" Андрей Гнатюк; Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Максим Блинов / Евгений Самарин / Валерий Левитин
Именно этот департамент плотно сотрудничает с "ИМА". C 2014 по 2016 годы компания получила от чиновников департамента контракты на общую сумму 82,2 млн рублей. В основном "ИМА" оказывала департаменту услуги по мониторингу общественного мнения жителей Москвы о деятельности столичных властей.
Другой крупным заказчик "ИМА" — Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. В 2017-м Москомархитектура отдала компании три тендера на оказание услуг по информационному сопровождению деятельности Комитета и проведения публичных слушаний в 2017-2018 годах. Общая сумма контрактов — 55 млн рублей.
Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова получила вопросы Лайфа об отношениях столичных властей и группы "ИМА".
— Вопросы получили, ответим, — пообещала пресс-секретарь Собянина.
Однако на момент публикации материала, ответ от нее так и не пришел.
В самой группе "ИМА" получили вопросы Лайфа, однако отказались прокомментировать деятельность своей группы и контракты со столичными властями.
— Я с журналистами не общаюсь, — отрезал президент группы Андрей Гнатюк.
На страже традиций
"ИМА" имеет на рынке репутацию компании-ретрограда, которая отдает предпочтение проверенным временем, но уже малоэффективным в современном мире технологиям — печатает и раздает листовки, размещает наружную рекламу, закупает площади под рекламу в СМИ.
Между тем, на последних президентских выборах даже представители консервативной КПРФ делали ставку уже на современные технологии. Например, кандидат Павел Грудинин очень быстро поднял свою узнаваемость, в том числе и среди молодежи, используя раскрутку в интернете и в социальных сетях. Правда, в месте с узнаваемостью Грудинин получил и большое количество противников, но это уже вопрос качества кандидата. Если бы не шлейф скандалов с зарубежными счетами, иностранной недвижимостью членов семьи и "второй женой" то еще не известно какой уровень поддержки был у кандидата от коммунистов.
Поэтому эксперты уверены, если оппонентом Собянина на выборах мэра будет кандидат, который сумеет привлечь молодежную аудиторию, а продвигать его будет компания имеющая опыт работы в соцсетях, то действующему мэру придется нелегко. Тем более, что соцсети и новые технологии — не конек ИМА.
— В крупных агломерациях старые каналы — наружная реклама, агитация — уже не работают, — рассказал Лайфу политолог Дмитрий Абзалов. — "ИМА" пользуется традиционными схемами, одной и той же платформой. Возможно, они не ориентируются в современных трендах, но все эти новации нужно учитывать, отслеживать. Например, даже современная наружка позволяет работать с разными сегментами, интегрироваться с разными каналами. Я думаю что "ИМА" будет успешна в спальных районах, в точках концентрации целевой аудитории 40+, но будет менее эффективна в других сегментах.
Он считает, что на этих выборах политтехнологи Собянина сделают ставку на возрастной электорат.
— Прежняя предвыборная кампания показала, что тактика была выбрана специфическая: Собянин пытался залезть на поле своих конкурентов и побороться за молодежный электорат. Теперь задача Собянина — удержать "свой" возрастной электорат, с которым он и может победить, — рассказал Лайфу Абзалов.
Судя по всему в команде Собянина понимают какую угрозу несут новую технологии, но при этом пока лишь делают акцент на консолидации своего "ядерного электората" — жителей возрастом от 45 и выше. Так на днях Собянин предложил организовать участки для голосования на выборах главы города за пределами региона. Дескать, в сентябре москвичи на даче, а чтобы они не теряли выходной и смогли проголосовать дать им возможность сделать это на дачных участках. "Технически сделать это (организовать голосование за пределами Москвы) будет очень непросто, но попробовать можно,— написал мэр в своем персональном блоге.— Конечно, без крайностей, аккуратно".
Политэксперты и журналисты уже недоуменно покачивают головой — как обеспечить наблюдение "за голосующими на грядках"?
— Если закон будет принят, то необходимо наблюдать и за этими участками тоже, но абсолютно непонятна ни технология создания новых УИКов, ни их местоположение, — написал журналист Алексей Венедиктов.
Политтехнолог Глеб Политковский считает, что, возможно, Собянина такие технологии устраивают.
Коллаж © L!FE Фото: © Агентство городских новостей "Москва"
— У Собянина ситуация сейчас непростая, поэтому ответственность за предвыборную кампанию повышается. "ИМА" это понимает и будет искать эффективные решения, — рассказывает политолог Глеб Павловский. — С другой стороны, клиент часто хочет, чтобы ему сделали красиво за его же деньги. Причем желание клиента не всегда является важным и даже полезным. Именно поэтому часть бюджета уходит на излишества, без которых можно обойтись.
По словам политтехнолога, многолетнее сотрудничество клиента с одной и той же структурой хорошо тем, что они начинают прекрасно друг друга понимать, но с другой стороны — это несет опасность.
— Есть некий предел, за которых заканчивается политконсалтинг и начинается пародирование. Я думаю, что такой порог находится в пределах 7-10 лет, а далее это уже становится опасно, — заявил Глеб Павловский.
Семейный бизнес
Группа "ИМА", сейчас состоящая из десяти компаний, выросла из одноименной общественной организации, учрежденной весной 1989 года агентством печати и новости "АПН" и Союзом журналистов СССР. Расшифровывалась аббревиатура "ИМА-пресс" как Информационное молодежное агентство. В этом агентстве стали работать журналисты из молодежной редакции "АПН".
По информации Лайфа, именно в "ИМА-пресс" в 1989 году из "АПН" и пришел работать 31-летний выпускник Московского полиграфического института Андрей Гнатюк, который стал заместителем главного редактора.
Президент холдинга "Группа ИМА" Андрей Гнатюк и вице-президент ОДО "Группа ИМА" Дмитрий Гнатюк (слева направо). Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Спустя три года, в 1992 году, на базе информационного агентства "ИМА-пресс" появилось одноименное издательство, учредителем и гендиректором которого стал Андрей Гнатюк. А в 1999 году он учредил компании "ИМА-консалтинг" и холдинга "Группа ИМА", в которой стал президентом.
С 1992-года должность заместителя генерального директора издательства "ИМА-пресс" занимает брат Андрея — 52-летний Дмитрий Гнатюк. С 2004 года он является вице-президентом группы.