Госуслуги довели до кресла. Чем известен новый министр связи?
Константин Носков назначен новым руководителем Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Министерства связи и массовых коммуникаций больше не существует, за цифровизацию и развитие телекоммуникаций в России вновь отвечает новое ведомство и новый руководитель. Что успел сделать господин Носков до того, как стал главой нового федерального министерства?
Фото: © РИА Новости/Сергей Черных
Одной из основных особенностей отечественного государственного управления в отрасли телекоммуникаций является то, что этому ведомству заранее можно предсказать недолгую жизнь. Давайте вспомним.
После развала СССР в Российской Федерации целых семь лет функционировало Министерство связи Российской Федерации. Затем на два года вместо министерства в России был комитет, сначала по связи и информатизации, а затем по телекоммуникациям. В 1999 году ведомству вернули статус Министерства по связи и информатизации. Пять лет в эпоху бурного развития отрасли главой "телеграфного замка" (так зачастую называют дом по адресу Тверская, 7) был Леонид Рейман.
Затем в 2005 году министерство вновь меняет название и руководителя. В Министерстве информационных технологий и связи РФ руководит Игорь Щёголев. Но в 2008 году министерство снова переименовывают — на этот раз в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В 2012 году на пост министра назначают Николая Никифорова, на тот момент самого молодого федерального министра в стране, на момент назначения господину Никифорову было всего 29 лет.
Спустя шесть лет министерство снова сменило название, уже в седьмой раз, и руководителя. Новым главой Минкомсвязи и цифрового развития назначен Константин Носков, до сих пор широкой публике практически не известный. И имеющий, однако, значительный багаж уже реализованных проектов по цифровизации нашей с вами жизни.
Главным государственным детищем, к которому приложил руку непосредственно Носков, ещё в ту пору, когда главой Мининформсвязи был Игорь Щёголев, стал проект внутреннего электронного документооборота между государственными органами, а также комплексная цифровизация государственных услуг для населения, в том числе с пропагандой принципа "одного окна" и запрета для многих органов власти требовать с населения самостоятельно собирать те или иные справки и данные для подготовки нового документа.
Строго говоря, именно портал "Госуслуги" можно назвать одной из самых успешных государственных инициатив с точки зрения обычного потребителя. Если раньше для получения загранпаспорта, оплаты штрафов ГИБДД, оплаты налогов и прочей рутины нам приходилось тратить сотни часов в год и проходить километры очередей, то с появлением Госуслуг процедура взаимодействия гражданина с органами власти обрела упорядоченность и стала гораздо более простой.
Ещё одним побочным, но не менее важным продуктом этой же деятельности стали МФЦ (многофункциональные центры), в которых жители регионов могли оформить необходимые документы без посещения отдельных ведомств.
Однако необходимо отметить и неудачи Константина Носкова, с 2001 года занимавшего различные должности в федеральных министерствах и Правительстве РФ. В частности, он же был одним из руководителей проекта по внедрению универсальной электронной карты. В теории карта, подобная банковской, должна была заменить жителям России многочисленные бумажные и ламинированные документы — от СНИЛС и ИНН до свидетельства о рождении и паспорта.
Однако неоднократные попытки внедрить эту карту в содружестве со Сбербанком и другими организациями плодов так и не принесли. К этому, к слову, возможно приложило руку и Минкомсвязи под руководством Николая Никифорова, так как за выпуск универсальных электронных карт должно было отвечать предприятие ФГБУ НИИ "Восход". Проектный институт не смог наладить производственную цепочку по изготовлению электронных карт для населения, хотя регулярно заявлял о готовности к решению этого вопроса.
Вероятно, руководство страны посчитало, что Министерство связи и массовых коммуникаций РФ исчерпало свой потенциал. Кроме того, в Минкомсвязи, очевидно, проглядели тенденцию по цифровизации экономики и были сосредоточены на регулировании взаимоотношений операторов связи с населением и властью (знаменитый "пакет Яровой"), утратив инициативу на рынке. В результате руководить отраслью поручили тому, кто уже осуществил ряд проектов по цифровизации государственной деятельности и цифровизации быта граждан России, предполагая, что навыки Константина Носкова пригодятся при рывке отечественной экономики в цифровую эпоху.