От "Данаи" до "Моны Лизы". Как "убивали" картины великих мастеров
В пятницу вечером посетитель Третьяковской галереи разбил стекло металлическим столбиком ограждения и повредил картину Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван...". Против задержанного завели уголовное дело.
Коллаж. Фото: © Википедия, Shutterstock, ArtCurious Podcast
37-летний уроженец Воронежа Игорь П. рассказал, что испортил картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в Третьяковской галерее из-за того, что выпил в буфете 100 граммов водки.
— Приехал посмотреть на неё (картину. — Прим. ред.). В восемь вечера уже собирался уходить, но зашёл в буфет, выпил 100 граммов водки. Водку не пью, и вот накрыло чё-то, — рассказал мужчина о причине случившегося.
Фото: © Кадр из видео МВД России
На самые известные шедевры живописи как в России, так и за рубежом нападают довольно часто. Лайф вспомнил некоторые известные акции вандализма и объяснения, которые давали "борцы с искусством".
"Венера и Амур" Веласкеса
10 марта 1914 года в Лондоне в "Национальной галерее" на картину Веласкеса "Венера и Амур" напала суфражистка Мэри Ричардсон. Размахивая тесаком, она нанесла дюжину ударов по нежной спине богини и её нижнему бюсту.
Фото: © Википедия
Суфражистки (предтечи современных феминисток) в то время боролись за избирательное право для женщин и занимались, как сейчас говорят, "акционизмом" — приковывали себя к воротам, садились на рельсы, выходили на демонстрации с плакатами. Цель акции Ричардсон — показать, что, с её точки зрения, на картине изображено женское мясо на потребу сластолюбивых мужчин.
— Это был выходной день, было много людей. Я продолжала идти с толпой, не привлекая к себе внимания. На первой площадке лестницы я остановилась и оттуда увидела "Венеру", которая висела на северной стене комнаты по правую сторону. Рядом с ней сидели два плечистых детектива на красных плюшевых креслах и смотрели в мою сторону…Чтобы успокоиться и контролировать свои чувства, я вынула этюдник и пыталась рисовать. Через некоторое время я заметила, что смотреть на неё, восхищаться её улыбкой, её миндальными глазами выше моих сил… Ударило 12:00, и один из детективов поднялся с места и вышел из комнаты. Второй детектив расслабился, откинулся на спинку стула, скрестил ноги и открыл газету. Это подарило мне возможность за несколько секунд сделать своё святое дело. Я бросилась к картине, и мой первый удар топором просто сломал защитное стекло. Звук бьющегося стекла привлёк внимание дежурного у двери, но, на моё счастье, он предпринял чрезмерные усилия, чтобы добежать до меня, поскользнулся на полированной поверхности пола и упал лицом вниз. Это позволило мне свободно ударить топором ещё четыре раза, прежде чем я была атакована.
Ричардсон писала позднее: "Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст (лидер британского движения суфражисток).
За эту акцию Мэри была арестована и посажена в тюрьму Холлоуэй на полгода.
"Даная" Рембрандта
Фото: © РИА Новости / Рудольф Кучеров
В 1985 году 48-летний житель Каунаса (Литва) Бронюс Майгис в Эрмитаже несколько раз ударил полотно ножом, после чего плеснул в него кислотой.
Несмотря на экстренные меры, красочный слой был частично утрачен, причём основной урон пришёлся на самую ценную часть — женскую фигуру.
Реставрация картины заняла около 12 лет. Бронюс Майгис был задержан, ему поставили диагноз "вялотекущая шизофрения". И шесть лет он провёл в психиатрической лечебнице.
Бронюс Майгис не окончил даже школу. После службы в Советской армии он работал в том числе на радиозаводе. Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке. По словам его знакомых, был склонен к пространным рассуждениям, в которых сплетались самые разные темы — идеи и национализма, и борьбы с растущим растлением общества. Во время обысков в каморке у Майгиса были обнаружены репродукции "Данаи" и ряда других картин, которые находились в московских музеях. Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции, и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд.
Майгис был принудительно помещён в психиатрическую клинику в Черняховске, где просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года, позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом — то есть обнажённой натурой. Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом.
"Мона Лиза" Леонардо Да Винчи
Фото: © AP Photo / Paul White
Шедевру великого Да Винчи доставалось больше остальных. В 1956 году боливиец Уго Унгаза Виллегас долго стоял в Лувре перед картиной, а потом неожиданно бросил в "Джоконду" камнем.
Психиатры посчитали, что у вандала был "синдром Стендаля" — психосоматического расстройства, при котором человек склонен очень остро воспринимать произведения искусства, как бы переносясь в изображённую реальность. Своим названием синдром обязан классику французской литературы Анри Стендалю. Как-то раз, во время поездки во Флоренцию, он заглянул в церковь Святого Креста, которая славится знаменитыми фресками Джотто. Увиденное произвело на писателя столь сильное впечатление, что, выйдя из церкви, тот едва не потерял сознание. Интересно, что Виллегаса оправдывал Сальвадор Дали, нарисовавшего свой автопортрет в виде Джоконды с усами.
После покушения Виллегаса у левого локтя "Моны Лизы" есть едва заметная отметина — повреждён слой краски.
В 1974 году в Токио, где выставлялась "Мона Лиза", посетительница бросила в картину пузырёк с красной краской. Но шедевр уже тогда экспонировался под стеклом и совсем не пострадал. Последний случай покушения на "Джоконду" произошёл в 2009 году — туристка из России бросила в картину кружку. Причина, которую она назвала, — ей отказали во французском гражданстве.
"Две таитянки" Гогена
Фото: © Police Handout, Wikimedia Commons
1 апреля 2011 года в Национальной галерее Вашингтона одна из посетительниц накинулась на картину "Две таитянки" Гогена. Женщина набросилась на полотно и попыталась сорвать его со стены галереи. Однако картина, на которой изображены две молодые женщины с обнажённой грудью, избежала каких бы то ни было повреждений, поскольку была прикрыта пластиковым экраном.
Сотрудник службы безопасности музея вмешался и предотвратил акт вандализма, задержав женщину. 53-летняя Сюзан Бёрнс из штата Вирджиния заявила полицейским, что, по её мнению, картина должна быть предана огню. "Я уверена, что Гоген является воплощением зла, — сказала она полицейским. — Он использовал обнажённые натуры, что очень плохо для детей. У него на картине изображены две женщины, она (картина) является очень гомосексуалистской".
"Алтарь Паумгартнеров", "Семь скорбей", "Оплакивание Христа" Дюрера
Коллаж. Фото: © Википедия, ArtCurious Podcast
В 1988 году в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины великого Альбрехта Дюрера. Преступником оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где провёл пять месяцев. Он "прославился" тем, что в 1970–1980‑е годы нанёс искусству материальный ущерб на 270 миллионов марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Чаще всего он просто выплёскивал серную кислоту на картины. Его даже прозвали в прессе кислотным убийцей.
Больманн был трижды осуждён за ненависть к искусству: в 1988 году в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 году он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.