27 мая 2018, 12:45

США бросают малазийский "боинг" на таран "Северного потока — 2"

Директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов — об итогах "расследования" дела о крушении "боинга" над Донбассом летом 2014-го.

Фото: © AP Photo/Rob Griffith

Читать на сайте Life.ru

В конце недели стало известно, что Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении "боинга" над Донбассом летом 2014-го. Сообщается, что следующим шагом, возможно, станет иск в Международный суд ООН. Хотя в правительстве Нидерландов отметили, что установление виновности страны — сложный юридический процесс.

Впрочем, виновность конкретных людей они уже установили. Днём ранее генеральный прокурор Нидерландов заявил, что круг подозреваемых сужен до нескольких десятков человек. Они уже назвали конкретное соединение, которому якобы принадлежал тот "бук" — 53-ю зенитную бригаду из Курска.

Что интересно, в выводах следствия говорится, что не установлено, по каким причинам был сбит самолёт и кто конкретно несёт за это ответственность. Но разве это имеет значение, когда виновный уже назначен?

В Австралии, чьи граждане также были в том самолёте, сразу присоединились к обвинениям и призвали Москву "признать свою ответственность и начать сотрудничать со следствием, чтобы установить истину и справедливость".

Интересно. Россия неоднократно предлагала свою помощь в расследовании, но её ни разу не приглашали ни в одну из "следственных групп", а аргументы российской стороны, подтверждающие её непричастность, всё время игнорировались. Их просто не желали слышать. Как же они тогда хотят, чтобы Россия сотрудничала?

Хотя тут надо обратить внимание на очерёдность предлагаемых действий: сначала признать ответственность, а потом начать сотрудничать со следствием. Правда, следствие в этом случае превращается в чистую формальность. Ведь признание — царица доказательств, как говорил классик. На самом деле "признания" России им будет более чем достаточно, а "доказательства" они сами найдут. Вернее, надо полагать, уже нашли.

К обвинениям Нидерландов и Австралии сразу присоединились в ЕС и НАТО — они также призвали Россию взять на себя ответственность за гибель "боинга". Разумеется, никак не мог остаться в стороне рупор русофобии в Европе — глава МИД Великобритании Борис Джонсон. Он заявил, что Москва должна объясниться после оглашения выводов международного следствия.

Первый вопрос, который возникает у любого нормального человека, не страдающего агрессивной степенью русофобии: да сколько можно-то? Сколько можно мусолить одну и ту же тему?

Сколько угодно можно. Да и "доказательства" можно каждый раз новые изобретать. Сегодня вон они "выяснили", что ракета для "бука" произведена в СССР. Серьёзный, конечно, аргумент. В российском Минобороны уже заявили, что эти ракеты у нас давно сняты с вооружения, а вот на Украине их предостаточно. Но никто, конечно, эти доводы даже слушать не будет, как не слушали до этого заявления разработчика комплекса "Бук" — концерна "Алмаз-Антей", — который смог рассчитать, что ракета была запущена с территории, контролируемой украинскими войсками.

И можно не сомневаться, что они "найдут" что-нибудь ещё. Там работы непаханое поле, тема же явно долгоиграющая. До суда, скорее всего, и вовсе не дойдёт, а если и дойдёт — процесс может растянуться на долгие годы, то вспыхивая новыми "сенсациями", то затухая. В зависимости от поведения Москвы и международной обстановки. Угроза суда — это такой дамоклов меч, висящий над Россией.

Сама по себе эта угроза вряд ли в Москве кого-то напугает. Даже если они вынесут какое-то "обвинительное решение", Россия его, разумеется, не признает. Но вот последствия этого решения, как, впрочем, и самого факта позорного "следствия" с заранее назначенным обвиняемым, могут быть неприятными. Новые санкции, например.

Заметьте, им становится всё сложнее придумывать новые поводы для санкций. Выборы в Крыму, поддержка Асада — это из реальных дел, вмешательство в выборы и кибератаки — это из придуманных. Американцы в апреле решили и вовсе не особо себя утруждать и придумали универсальную формулировку —"злонамеренная деятельность".

Правда, это уже чисто американская тема, остальному миру всё же нужны конкретные поводы, а их надо изобретать. Чтобы не изобретать новые — можно использовать по второму кругу старые, вот и всплывает малазийский "боинг" снова и снова.

Сенатор Франц Клинцевич считает, что обвинения России в трагедии с рейсом MH17 были актуализированы в тот момент, когда стало выдыхаться дело с отравлением Скрипалей. Интересное замечание. Я бы ещё добавил, что "дело Скрипалей" просто отложили в долгий (или не очень) ящик и могут извлечь тогда, когда начнёт выдыхаться дело о крушении "боинга". Ну или какой из многочисленных актов пьесы под названием "Во всём виновата Россия" там будет актуален. Это такие взаимозаменяемые кирпичики в стене русофобии, которые можно использовать по много раз, вынимая снизу, для создания видимости того, что стена растёт вверх.

Надо понимать, что все эти попытки обвинить Москву в чём-либо преследуют вполне конкретные цели: если не получается задавить Россию санкциями, то можно попытаться заставить её партнёров отказаться от сотрудничества с ней. По крайней мере — в том, что касается конкретных проектов. Потому и сила давления начинает резко расти в тот момент, когда проекты, ломающие строящуюся Штатами "изоляцию" России, начинают реализовываться. Например, "Северный поток — 2", который в Вашингтоне открыто называют едва ли не главной целью своих ударов по России.

Европа готова вводить новые санкции против Москвы, готова инициировать и поддерживать любые обвинения против неё, высылать дипломатов и т. д. Но вот отказаться от СП-2 пока не готова. Даже готова покупать какое-то количество газа у США, а какое-то через украинский транзит, но никак не отказаться полностью от собственной трубы из России.

Европа сопротивляется. Пока, во всяком случае. Для того чтобы ослабить это сопротивление, США бросают в бой всё новые и новые силы, так что не удивляйтесь, если всякие "боинги" и трупы перебежчиков из ГРУ и ФСБ будут всё чаще и чаще падать на строящуюся трубу в расчёте на то, чтобы любой ценой, хотя бы на время, остановить строительство.