18 июня 2018, 09:30

Госдеп создаёт систему слежения за оружейными сделками России

Фото: © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Как следует из опубликованного на правительственном портале государственных грантов США технического задания, Бюро по вопросам международной безопасности и нераспространению Государственного департамента собирается профинансировать деятельность по созданию "инструментов противодействия и осуществления санкций в интересах национальной безопасности Соединённых Штатов". Целью является предотвращение сделок между нежелательными США государствами и третьими лицами, включая частные компании и физические лица, при этом особо подчёркивается, что под отслеживание торговли подпадают не только элементы оружия массового уничтожения, но и обычное вооружение. Упор подрядчиками Госдепа должен будет делаться на исследование открытых источников, включая в первую очередь данные средств массовой информации с сопутствующим анализом.

Согласно техзаданию, проект должен включать в себя сбор данных из открытых источников по военным и коммерческим сделкам в рамках оружейных контрактов, включая как текущие, так и планирующиеся, при этом в качестве языка сбора такого рода данных специальным образом указан русский.

Помимо сбора данных планируется привлекать профильных экспертов с соответствующей квалификацией по вопросам торговли оружием для понимания возможных угроз национальной безопасности США — упор в их анализе должен быть сделан на угрозы передачи военных технологий странам, находящимся под санкциями. В результате эта аналитическая система должна дать Госдепартаменту в руки возможность создавать специализированные доклады по различным аспектам санкционной политики, чтобы в результате "обеспечить санкционно-ориентированную повестку для иностранных правительств и промышленной сферы".

Фото: © Shutterstock

Всё это в итоге должно обеспечить выявление потенциальных нарушителей американских санкционных режимов. И, что характерно в описании проекта, постоянным рефреном звучит тезис о том, что данные, собранные через открытые источники, будут использованы не только американскими ведомствами, ответственными за санкции, а переданы "дружественным правительствам" и союзникам. Очевидно, это является одним из практических знаков того, что процесс "прогибания" союзников Вашингтона по вопросу оружейных сделок с Россией будет только усиливаться.

Характерно, что многие европейские союзники США указывают на то, что санкционная политика откровенно проваливается по целому ряду направлений. Так, в частности, в докладе Европарламента отмечалось, что американские санкционные меры, включающие в себя запрет на финансирование российских энергетических проектов и ограничения против ряда российских компаний из сферы ВПК, не поддержаны ЕС и не применяются в европейском варианте санкций.

Аналитики Европарламента также делали вывод о том, что санкции не смогли повлиять на российское общественное мнение, а поддержка "аннексии Крыма" и президента Путина находится на уровне выше 80%. При этом указывается на тот факт, что число россиян, которые называют себя пострадавшими в той или иной мере от западных санкций, снизилось с максимума в 35% в январе 2015 года до 19% в настоящее время.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Во-вторых, указывается на довольно ограниченное влияние санкций на конкретных лиц, на кого они были наложены, и на их бизнес. Так, в качестве примеров отмечены братья Ротенберг и другие бизнесмены, которые потеряли доступ к некоторым не слишком для них существенным активам в Европе, компенсировав их наращиванием внутрироссийской активности, а некоторые госчиновники, в частности помощник президента Владислав Сурков, по словам авторов доклада, и вовсе "бравируют попаданием" в эти списки, называя это аналогом "политического Оскара".

В-третьих, отмечается, что санкции не смогли достичь целей дипломатической изоляции России. Москва активно наращивает свой "поворот на Восток", сотрудничает с Китаем в его инициативе "Один пояс и один путь", а также развивает сотрудничество с рядом азиатских стран, начиная от Японии и заканчивая Индией и Филиппинами. Примечательно, что в докладе аналитиков Европарламента указывается на то, что санкции не повлияли на позицию России по Украине, хотя, возможно, сделали Москву более готовой к уступкам в делах Юго-Востока. При этом фактически признаётся, что они помогли российскому военно-промышленному комплексу: активно развивается профильное импортозамещение, а имевшиеся оборонные контракты с европейскими странами (типа Италии или Франции) полностью прерваны.

Вместе с тем, как пишет американская пресса, новые антироссийские санкционные пакеты могут быть введены вообще против любой страны, осуществляющей оружейные сделки. Американское издание Military Watch опубликовало прогноз, согласно которому Соединённые Штаты могут ввести санкции в отношении любой страны, правительство которой собирается приобретать в России комплексы противовоздушной обороны С-400. По мнению авторов издания, Соединённые Штаты серьёзно беспокоит растущий уровень военно-технического сотрудничества Саудовской Аравии, Ирака, Индии и Турции с Москвой.

Американские эксперты отмечают, что санкции могут быть введены, даже несмотря на большой объём продаж американского оружия в эти страны. В качестве примера приводится покупка Саудовской Аравией комплексов ПВО/ПРО THAAD американского производства, которые при схожем спектре решаемых задач стоили королевству в несколько раз дороже, чем российские комплексы.

Следует отметить, что, по данным статистики и заявлениям российских официальных лиц, объём экспорта вооружений из России составляет порядка 15 миллиардов долларов в год и страна занимает по этому показателю второе место в мире после США. При этом, по данным SIPRI за несколько последних лет, крупнейшими покупателями российских вооружений являются Индия (на Нью-Дели пришлось порядка 39% российского экспорта), Китай (11%) и Алжир (8%). В этот период доля России в общем оружейном импорте Индии составила 70%, в импорте Китая — 61%, в импорте ОАЭ — 9%.