Травмы черепа и сломанный позвоночник. Как Сбербанк об инвалидах "заботится"
Руководство Сбербанка публично отчитывается, как много сделано для удобства клиентов с инвалидностью. Но в публичное поле не попадают истории о том, как инвалиды падают на неудобных пандусах, получают травмы, а юристы банка всеми силами открещиваются от выплаты компенсаций.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников/Виталий Аньков
Глава Сбербанка Герман Греф на публику заявляет о дружественной политике банка по отношению к инвалидам. Пиар-служба сыпет релизами: мол, и оборудование закупаем для слабовидящих, и пандусы ставим для колясочников. В жизни всё немного иначе. Колясочники падают с заснеженных ступеней, получают травмы, прокуратура предъявляет иски начальникам филиалов за отсутствие пандусов. Отношение к клиентам-инвалидам проявляется даже в предоставлении собственно банковских услуг. Сотрудники Сбера звонили глухонемому (!) ипотечнику, чтобы сообщить о деталях договора. В итоге мужчина пропустил срок важного платежа и ему начислили пени. Лайф собрал самые вопиющие истории людей, почерпнутые из судов различных регионов страны.
Перезвоните, вас не слышно
За прошедшую зиму житель Барнаула Анатолий потерял много нервов и денег. Причиной стала негибкость сотрудников "Сбербанка", которые, похоже, совершенно не приняли во внимание, что их клиент — инвалид по слуху.
Анатолий два года назад брал в Сбере ипотеку. Как и полагается, оплатил страховку кредитной квартиры. Вот только операционисты сразу не уточнили, что договор страхования нужно продлевать и оплачивать каждый год. Заём брал в феврале. Но ни в марте, ни в последующие месяцы его никто не извещал о том, что страховку необходимо продлевать. В итоге из-за того, что он не продлил страховку вовремя, на сумму страховки стали начислять пени.
— Сотрудникам банка было известно, что он глухонемой, — пишет в своём постановлении судебная коллегия Алтайского краевого суда. — При этом он добросовестно полагал, что заключил договор страхования на весь период [ипотеки].
Безо всяких предварительных уведомлений Анатолию стали приходить эсэмэски о задолженности.
— Так как суммы долга постоянно менялись, он полагал, что это техническая ошибка, — продолжает суд.
Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид
Даже когда мужчина в очередной раз приходил в банк лично для внесения платежа, ему никто не сообщал о штрафах и пенях. А они продолжали начисляться из-за непродлённой страховки.
К потоку СМС добавились звонки: каждый день по нескольку раз сотрудники Сбера пытались до него дозвониться. Ответить он, разумеется, не мог, что, пишет суд, "ставило его в сложную и неудобную стрессовую ситуацию".
Только осенью 2017-го мужчина пришел в Сбербанк с сурдопереводчиком. Там его и огорошили: начислена неустойка в 70 тысяч рублей. Да и ещё и с другого счёта автоматически списалось 46 тысяч на её оплату.
Анатолий обратился в суд, где потребовал полностью списать неустойку и выплатить 150 тысяч компенсации за моральный вред. Но суд первой инстанции полностью отказал ему в иске, уточнив со ссылкой на Гражданский кодекс, что сумма неустойки не может быть уменьшена.
Анатолий не согласился и подал на апелляцию. Для него полсотни тысяч — неподъёмная сумма. За время судебных баталий он лишился работы. При этом он воспитывает двоих несовершеннолетних детей.
— Истец полагает, что действиями банка были нарушены его права, причинены моральные страдания, выразившиеся в отношении банка к заёмщику, нежелании разобраться в проблеме. Безразличие со стороны персонала банка унизило истца как человека с ограниченными возможностями, — сообщает апелляционный суд. — Его неумышленным бездействием банку не причинено никаких убытков. После того как он узнал о необходимости перезаключить договор страхования, он незамедлительно принял меры.
Вторая инстанция пересмотрела решение, признав, что первый суд неправильно трактовал закон. Коллегия судей решила, что 46 тысяч — слишком много в этой ситуации, и уменьшила сумму неустойки… до 10 тысяч. Что касается компенсации вреда, то тут Анатолию опять ничего не досталось.
— Вины банка в начислении неустойки нет, — указывает суд. — Ни закон, ни кредитный договор не возлагают на банк обязанность снижать сумму штрафа по требованию потребителя.
Зашла здоровой, вышла инвалидом
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
Но Анатолий ещё легко отделался по сравнению с другими клиентами, имеющими ограничения по здоровью. Он потерял только деньги и нервы, а некоторые теряют здоровье.
Уже три года жительница Забайкальского края Галина пытается добиться компенсации в полмиллиона рублей от Сбербанка за сломанный позвоночник. Зимой 2014-го она поскользнулась на заледеневшем деревянном крыльце читинского отделения Сбербанка, упала и сломала позвоночник. У женщины парализовало обе ноги. Она больше года моталась по больницам и реабилитационным центрам.
— Травма была получена по вине собственника помещения — ПАО "Сбербанк России", которое обязано было своевременно убирать территорию и следить за тем, чтобы не [происходило] несчастных случаев, — указывает суд.
Всё, чего добилась пострадавшая за три года и серию мучительных судебных процессов, — 41 тысяча рублей компенсации расходов на поездку в санаторий и 100 тысяч компенсации морального вреда. Но Галине необходима дальнейшая реабилитация.
На судебных заседаниях юрист Сбербанка неизменно заявляет, что большую часть расходов Галине оплатило государство (Пенсионный фонд), поэтому, мол, с банка требовать нечего, а "иные расходы отношения к лечению не имеют и ничем не подтверждаются".
Суд отказался увеличивать компенсацию за моральный вред до 500 тысяч — мол, уже было решение, по которому женщина получила 100 тысяч, и на большее рассчитывать она не вправе. А по чекам на лекарства постановил добавить Галине ещё 21 тысячу вместо 88 тысяч, которые она требовала.
И пока ставшая инвалидом женщина вынуждена тратить нервы в судах и биться буквально за каждую копейку, зарубежные суды назначают в похожих случаях миллиардные компенсации виновнику. Так, в США суд обязал корпорацию Johnson&Johnson выплатить $4,7 млрд долларов 22-м женщинам, у которых развился рак после использования присыпок на основе талька.
Уровень клиентоориентированности: Сбер
Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников
История двухгодичной давности о том, как Герман Греф в "костюме инвалида" пришёл в Сбербанк брать кредит, разлетелась на мемы и стала объектом ироничных шуток в соцсетях. Тогда глава госбанка явился в одно из отделений, облачённый в костюм, сковывающий движения. Он был в "глухих" наушниках и очках, симулирующих глаукому. Этот костюм изначально предназначен для медицинских исследований. Его используют, чтобы понять, как воспринимают мир инвалиды, и проверить, насколько легко организовано для них общественное пространство.
— Нужно, чтобы сотрудники, которые работают с инвалидами, сами проводили какое-то время в этих костюмах, чтобы почувствовать на себе. Когда мы думаем, что представляем себе ощущения людей с ограниченными возможностями, — это совершенно не то, что реально ощущают они, — делился впечатлениями банкир. — Мы за последние годы сделали большой шаг вперёд в части приспособления наших отделений для работы с людьми с ограниченными возможностями.
С ним вряд ли согласится архангельская пенсионерка Елена Заровская (имя изменено). Женщина подала иск на 58 тысяч к местному филиалу Сбера, потому что, по её словам, не смогла подняться к банкомату, из-за чего мошенники вывели с её счёта деньги (вероятно, она не успела заблокировать карту). Сейчас, утверждает женщина, она испытывает стресс из-за визитов полиции и бюрократических процедур, связанных с расследованием дела.
Всего этого, по мысли истицы, не произошло бы, успей она без приключений подняться в отделение. Елена пользуется электронным креслом-коляской, а пандуса у отделения нет. Сбербанк купил туда так называемый ступенькоход — маленький гусеничный подъёмник, на который устанавливается кресло-каталка. Вот только тяжёлая электроколяска Елены с аккумулятором, говорит женщина суду, на ступенькоход не залезла. Правда, в итоге Елену занесли в банк буквально на руках. Суд отказал ей в иске, потому что в итоге в банке её всё-таки обслужили, а ступенькохода по всем нормам вполне достаточно для обеспечения доступа инвалидов. Кроме того, в суде аккуратно намекнули: мол, клиент вправе воспользоваться услугами через Интернет, не обязательно являться в отделение лично.
Ступенькоход
А вообще, опасности в Сбербанке подстерегают инвалидов буквально при входе. Иллюстрацией "внимательного" отношения к маломобильным группам клиентов можно счесть случай с председателем общества по защите прав инвалидов Магомедом В. (имя изменено) в Кабардино-Балкарии.
Магомед — сам инвалид-колясочник. В силу своей общественной и правозащитной деятельности он постоянно ездит по госучреждениям, инспектирует, насколько они доступны для инвалидов. Особенно долго он воевал с отделением Сбербанка в кабардинском городе Баксан. Там долгое время не было пандуса, и благодаря активности Магомеда в январе 2017-го суд обязал установить пандус для колясочников. Но к марту, на момент его очередной инспекции, пандус так и не появился.
Магомед при помощи своего водителя попытался подняться в отделение, но поскользнулся на мокрых ступенях, упал и получил черепно-мозговую травму. Это не считая ушибов и сотрясения мозга.
— К падению истца и получению им травм привело отсутствие на крыльце офиса ПАО "Сбербанк России" пандуса или иного приспособления, позволившего бы беспрепятственно и безопасно посетить офис, — пишет в своём постановлении судебная коллегия Верховного суда КБР.
Занятно, какие аргументы использовали на заседании юристы Сбера. Оказывается, инвалид должен был воспользоваться специальной кнопкой на стене при входе, чтобы вызвать сотрудников банка, и те помогли бы ему подняться. То, что он этого не сделал, представители банка назвали неосторожностью, в которой он сам виноват.
— Проявив явную неосторожность, по прибытии к зданию банка [В.] не воспользовался находящейся на входе специальной кнопкой вызова, установленной для маломобильных групп населения, — уверял представитель Сбербанка.
Верховный суд этими аргументами не впечатлился, и заставил Сбербанк выплатить пострадавшему 300 тысяч компенсации морального вреда. Правда, сам Магомед требовал полмиллиона.
Из-под палки
Прокуроры разных регионов периодически выдвигают претензии к местным отделениям Сбера за то, что те не обеспечили доступа инвалидам: не поставили пандус или поручни. Так произошло, например, в городе Ленинск Волгоградской области и в Анапе. Правда, анапскому прокурору отказали в удовлетворении иска.
В апреле Майкопский горсуд Адыгеи простил Сбербанк за то, что он не оборудовал свой офис пандусом нужных характеристик. Местная прокуратура вышла в суд, чтобы защитить интересы инвалидов. Однако банк подсуетился и успел исправить всё до суда. Печально только, что, для того чтобы заставить банк соблюдать законы, понадобилось вмешательство прокуратуры.
Лайф направил в Сбербанк запрос: рассказать, что там делают, чтобы уменьшить количество подобных случаев, и почему экономят на выплатах пострадавшим по их вине. Но оперативного ответа не получил.