Ходить на своих: в правительстве придумали, как помочь судостроителям
Нефтегазовый бизнес могут обязать размещать заказы на строительство судов для транспортировки нефти и газа только на отечественных судоверфях.
Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин
Правительственные чиновники подготовили законопроект "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Кодекса торгового мореплавания", который гарантирует размещение заказов на российских верфях. Они хотят обязать нефтегазовый бизнес в добровольно-принудительном порядке размещать заказы на российских судостроительных заводах.
— Принятие документа создаст необходимые предпосылки для стимулирования размещения судостроительных заказов на предприятиях, расположенных на территории России, — пояснил Лайфу необходимость принятия закона источник в правительстве.
По его словам, законопроект определяет правовой механизм, предусматривающий осуществление отдельных видов работ с использованием судов, построенных на территории России.
Речь идёт о каботаже, ледокольной проводке, поисковых и спасательных операциях, подъёме затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических работах, морских ресурсных исследованиях, о разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна, лоцманской проводке, санитарном, карантинном контроле, защите и сохранении морской среды, морских перевозках нефти, природного газа, газового конденсата и угля, хранении нефти и нефтепродуктов, природного газа.
По словам источника Лайфа, чтобы выполнять эти работы, нефтегазовые компании будут обязаны пользоваться техникой, построенной на отечественных судостроительных заводах.
Фото: © РИА Новости/Александр Гальперин
Государство реализует комплекс мер — таких как субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам и судовой утилизационный грант. Но эти меры направлены на поддержку судовладельцев. А вот поддержка судостроителей осуществляется лишь косвенно и не гарантирует размещения заказов на верфях в России.
— Для обеспечения необходимого уровня загрузки дальневосточного судостроительного комплекса "Звезда" на регулярной основе работаем с "Газпромом", "Сибуром", "ЛУКойлом", Росгидрометом, Росгеологией, "Татнефтью" и "Атомфлотом" для выявления перспективных заказов, — сказал Лайфу источник. — В ходе данной работы выявлено отсутствие потребности у данных компаний в строительстве судов и объектов морской техники на ближайшую перспективу.
При этом, по данным Российского морского регистра судоходства, в 2017 году на зарубежных верфях было построено 20 судов для российских компаний — четыре буксира, четыре обслуживающих судна, три газовоза, три нефтеналивных танкера, три пассажирских, два сухогруза, одно исследовательское судно.
В постройке на зарубежных верфях сейчас находится ещё 50 судов.
По словам источника Лайфа, производственные мощности отечественных судостроительных предприятий позволяют осуществить строительство судов перечисленной номенклатуры. За счёт этого можно было бы повысить загрузку мощностей российских предприятий.
По информации "Роснефти", для обеспечения рентабельной работы СК "Звезда" требуется загрузка в объёме не менее 178 судов до 2035 года.
Нефтеналивной танкер у причала комплексного нефтяного терминала (КНТ) ООО "ЛУКойл-Транс" в Калининградской области. Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
— Перспективный план загрузки, разработанный Минпромторгом и согласованный с нефтегазовыми компаниями в 2016 году, предусматривал строительство 151 судна на "Звезде". Однако по результатам актуализации плана загрузка составила 118 судов, — посетовал источник. По его мнению, принятие законопроекта поможет СК "Звезда" повысить загрузку.
Подготовленный законопроект пока не поступал в Госдуму: его нет в базе законопроектов.
Напомним, что осенью 2017 года было анонсировано принятие Госдумой законопроекта, по которому правительство должно было получить право регулировать приобретение госкомпаниями авиа- и морской техники. В случае принятия законопроекта госкомпании должны будут согласовывать с правительством покупку самолётов, вертолётов и судов.
Документ (он называется "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц") был разработан с целью импортозамещения и поддержки отечественной промышленности — авиастроительной и судостроительной.
В нём предусматривается необходимость согласования госкомпаниями закупок товаров, работы, услуг, определённых правительством при реализации инвестпроектов стоимостью свыше 10 млрд рублей.
— Заинтересованные организации закупают товары за рубежом, что негативно влияет на развитие отечественной промышленности… После принятия законопроекта необходимые нормы для рассмотрения комиссией вопроса размещения заказов будут определены актом правительства. Предполагается установить для рассмотрения в том числе стоимость судостроительной продукции не менее 2 млн рублей для строительства судов и не менее 100 млн рублей для буровых платформ, что позволит регулировать вопрос размещения заказов на зарубежных верфях, а для авиационной техники — более 1 млрд рублей, — говорится в пояснительной записке к документу.
Правда, этот законопроект до сих пор находится на рассмотрении в Госдуме.