Великий сказочник. Как Успенский судился за "Чебурашку" и воевал с жёнами
В Москве на 81-м году жизни скончался советский и российский писатель, автор детских книг Эдуард Успенский.
Фото © РИА Новости/Кирилл Каллиников
Детство каждого из нас прошло вместе с героями его книг — кот Матроскин, Дядя Фёдор, крокодил Гена и старуха Шапокляк. Его книги читали нам на ночь, мы бежали смотреть мультфильмы, снятые по его сценариям и книгам, позже сидели вечерами и смеялись над байками, которые он и его друзья рассказывали на передаче "В нашу гавань заходили корабли". Но через что он прошёл и как жил, знали лишь его близкие и друзья.
Из авиаторов в писатели
Ещё в школе учителя хватались за голову от выходок Успенского. Чтобы как-то направить его энергию в нужное русло, завуч сделал его вожатым у малышей.
Фото © РИА Новости/Владимир Родионов
— В школе я действительно доставлял немало беспокойства и учителям, и родителям. Никакие воспитательные моменты в виде увещеваний и пропесочиваний не помогали. Тогда завуч, видимо, решил испробовать последнее средство — назначил меня вожатым младших классов. Мне нужно было являть пример хорошего поведения: делать уроки, не прогуливать занятия, не ругаться и, не дай бог, не курить. Не могу сказать, что стал совсем уж идеальным, но на меня больше не жаловались. К тому же в старших классах я увлёкся литературой, и тут уж было не до шалостей, — рассказывал Успенский.
Однажды Успенский попал в больницу с переломом ноги. Боясь отстать от класса, попросил мать принести ему учебники. Особенно легко давалась математика. Дальнейший путь его биографии был очевиден: после школы Эдуард поступил в Московский авиационный институт.
Несмотря на математический склад ума, его тянуло в творчество.
— Поступив в институт, понял, что меня влечёт творчество. Начал заниматься в художественной самодеятельности, писал смешные сценки, потом попал на профессиональную эстраду. Одно время даже совмещал с этой деятельностью работу на ракетном заводе, но потом решил завязать и с тем и с другим и стал писателем, — вспоминал Успенский.
В молодого автора поверил уже известный тогда писатель Борис Заходер. "Из тебя может выйти толк", — сказал он прямо и начал помогать. Правда, не все были столь благосклонны. Так, Агния Барто с прохладой отнеслась к молодому автору. Его, впрочем, мало это волновало. У него уже выстраивались в голове герои, которые через несколько лет станут чуть ли не национальным достоянием.
...Зайдя однажды в гости к другу, Успенский стал свидетелем презабавной сцены. Дочь приятеля — девчушка лет четырёх — мерила шубку на вырост. Полы были такими длинными, что, когда она пыталась сделать шаг, тут же падала. Присутствующие умирали со смеху, а отец провозглашал:
— Ну натуральная Чебурашка!
Успенский заинтересовался: что значит "Чебурашка"? Ему объяснили, что чебурахнуться — то есть упасть, отсюда и прозвище. Эдуард Николаевич запомнил. Так родился его первый герой.
Популярная детская книга Эдуарда Николаевича Успенского "Крокодил Гена и его друзья" в руках у юной читательницы. Фото © РИА Новости/Владимир Родионов
В 1966 году увидела свет книга "Крокодил Гена и его друзья". В дружелюбном крокодиле узнал себя композитор Ян Френкель, а несносную старуху Шапокляк Успенский списал с самого себя, а частично — со своей первой жены.
Впрочем, его долго не печатали.
— Если в сказке пионер, советский мальчик, встречался с царём, говорили, что школьник, а вместе с ним и автор, мечтают о... восстановлении царизма. Если пионеры собрали мало металлолома, а крокодил Гена с Чебурашкой — много, значит, автор считает, что советским детям не нужна пионерская организация. Дом крокодила Гены называли Дворцом бракосочетаний, а друзей — поучали меня — надо искать в коллективе, а не по объявлению. Это опять-таки камень в огород Гены, который вывесил объявление: "Ищу друга". В чём меня только не обвиняли! Однажды сказали, что я делаю рекламу курению: дескать, у меня в сказке мальчик закурил сигарету и упал в обморок. "Так какая же это реклама? — спрашиваю. — Скорее, антиреклама — он же в обморок упал". "Нет, — отвечают, — всё равно нельзя. Он взял сигарету в руки!" По части абсурда всех обскакал директор издательства "Детгиз", который отправил мою повесть про Колобков на рецензирование в КГБ! Слава Богу, там работало и много интеллигентных людей, они всё правильно поняли, — вспоминал Успенский.
Книжки Успенского постепенно всё же стали появляться на прилавках. Особенно детям нравилась история "Дядя Фёдор, пёс и кот", впервые опубликованная в 1973 году. Матроскина Успенский скопировал со своего приятеля Толи Тараскина, даже предложил дать герою фамилию друга. Но Тараскин воспротивился: "На всю Москву меня хочешь опозорить?!" Так кот стал Матроскиным, а приятель позже понял, что сглупил.
В 1986 году в эфире радиопередачи "Пионерская зорька" писатель предложил детворе присылать ему истории о том, чего они больше всего боятся. Спустя пару недель его кабинет был завален письмами. Собрав все страшилки вместе, Успенский выпустил книгу "Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы".
Первая, вторая, третья и снова вторая
— Прототипом старухи Шапокляк стала моя первая жена — дама вредная во всех отношениях. Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский, — рассказывал Успенский о первой супруге Римме.
Знакомые пары утверждали, что Римма была похожа скорее на маму Дяди Фёдора, чем на язвительную старуху. Римма родила Успенскому дочь Таню и любила писателя. Дочь Эдуард Николаевич после развода забрал с собой.
Эдуард Успенский с дочерью Татьяной. Фото © 24smi.org
С Еленой — второй женой — он познакомился в буфете мультипликационной студии. 20-летней девушкой она пришла по направлению на телевидение, в отдел по эксплуатации здания.
— Тогда я не читала его книжек. Он мне дал одну из них — про Простоквашино, — вспоминает Елена. — Помню, еду в троллейбусе, открыла — и оторваться не могу. Сижу смеюсь до колик. На меня все смотрят, дескать, странная. В общем, я попала под его очарование. Ему тогда было 42 года, с женой он был на грани развода, они к тому времени вместе уже не жили. Родители, узнав, что я выхожу замуж за мужчину, который на 22 года меня старше, не стали отговаривать. Я переехала к Эдуарду Николаевичу. И сразу стала мамой. Он забрал к себе 12-летнюю дочку от первого брака — Таню. Была для неё и подругой, и нянькой одновременно. Поначалу нам помогал организовывать семейный быт секретарь Успенского Анатолий. Я его так и называла — свекруха, уж очень он переживал за своего шефа. Таня жила с нами вместе до замужества. И сейчас у меня с ней отличные отношения, — вспоминала в СМИ Елена.
Помимо Тани у Елены и Эдуарда появилось двое детей — они удочерили двойняшек Иру и Свету.
В начале 90-х Успенский начал делать на телевидении программу "В нашу гавань заходили корабли". Как-то раз попросил знакомых из программы "Доброе утро" прислать помощницу. Ему привели Элеонору Филину — высокую худую молодую девушку.
Скриншот видео Artiom Nazarov
— Им приходилось много времени проводить вместе. Элеонора, кстати сказать, очень заботилась об Эдике. А потом у них начался роман, — рассказывал один из друзей Успенского. — В то же время Лена и Эдик всё меньше понимали друг друга. Ведь Лена далека от его интересов. Эдик, женившись на ней, ещё совсем девчонке, поздно понял свою ошибку.
— С Успенским мы прожили 20 лет. Всё было хорошо! Я и представить себе не могла, что такое случится! — говорила Елена сразу после развода. — Он великий. А с великими всегда сложно. Он ведь всю жизнь с кем-то воюет. Если других людей это истощает, то его как будто подпитывает...
Правда, потом в других интервью она стала говорить несколько иначе.
— Видимо, пришло время, когда наш брак изжил себя. Некоторые считают: лучше худой мир, чем хорошая ссора. Но держать человека, если у него что-то изменилось, я не считаю нужным, ведь это насилие. Как я могла препятствовать Эдуарду Николаевичу, тем более если у них с Элеонорой любовь сумасшедшая? Да и вообще, гораздо легче перенести развод, чем, не дай бог, смерть близкого человека. А отец он хороший, — позже вспоминала Елена.
Отношения 75-летнего автора Чебурашки с 51-летней Элеонорой Филиной поначалу казались идеальными. Писатель купил квартиру в центре Москвы, на Кутузовском проспекте, и переехал туда с новой женой. Однако в 2011 году, после того как ему поставили диагноз "рак", он неожиданно подал на развод, а Филина начала рассказывать об ужасах их совместной жизни.
— Больше не могу терпеть! Ситуация давно стала опасной. Когда Эдуард начинает меня оскорблять, я переживаю за сына, на глазах у которого это происходит. Владу 16, и он не хочет молча сносить обиды. Успенский его провоцирует. В последнее время он часто повторял, что ненавидит моего сына. Трубку не положил на место — скандал, вытащил из пульта батарейки, не надел тапки — снова скандал! Эдуард однажды бросил: "Раздражают его следы жизнедеятельности", — заявляла Филина.
— Однажды Успенский поднял на меня руку. А потом сказал: "А что тут такого? Есенин тоже лупил своих женщин". Когда у мужа обнаружили рак желудка, я забыла все обиды. Слава богу, Эду удалось справиться с недугом. Он человек волевой, следит за здоровьем, много плавает в бассейне. Пару месяцев назад Успенский, когда мы уже не жили вместе, стал распускать через общих знакомых слухи, что у него появилась другая женщина. Думаю, это блеф, чтобы сделать мне ещё больнее, — говорила Элеонора в интервью журналистам.
Скриншот видео Artiom Nazarov
Впрочем, те, кто хорошо знал Успенского, да и он сам выдавали другую версию.
— Эдик засыпает толстым слоем денег всю семью Филиной. Сын Филиной вступает в переходный возраст, и у них с отчимом начинаются стычки. Филина достраивает усадьбу, впихнув Успенскому в рабочий кабинет против его воли джакузи. У Успенского в бассейне случается сердечный приступ, его спасает пловец рядом. Успенскому ставят онкологический диагноз. Филина едет с ним в Германию, где, с её слов, он поднимает на неё руку. Эдик, который и в здоровом виде в два раза меньше этой бабищи, поднимает руку после онкологической операции! Филина бросает писателя в Германии, возвращается в Москву, где вместе с любовником закладывает дом, купленный Успенским в Переделкине. Молодой любовник пытается купить на эти деньги золотой прииск в Тынде. С прииском их кидают, деньги улетают в космос. Возмущённый Успенский закрывает программу "В нашу гавань..." и перестаёт давать Филиной деньги. Элеонора бросается на все каналы, во все журналы, рассказывая, что Успенский — тиран, — рассказывали друзья Успенского.
Как бы то ни было, он уходит от Элеоноры и возвращается к … Елене.
Золотой "Чебурашка"
После распада СССР Успенскому не нужно было особенно думать, как заработать: практически все герои его книг стали брендами. Компании хотели выпускать конфеты "Чебурашка", молоко и сметану "Простоквашино", игрушки в виде крокодила Гены и прочее и прочее. В отличие от многих, Успенский успешно защищал свои авторские права, не давая спуску коммерсантам — ни отечественным, ни зарубежным.
— Когда фабрика начала выпускать конфеты с Чебурашкой, я задал вопрос об отчислениях в мою пользу. Но мне сказали, что все права якобы принадлежат государству. Тогда как компания, которая выпускает молоко "Простоквашино", платит мне проценты. А на деньги, которые мне заплатили за мороженое "Простоквашино", я купил загородный дом: бренд работает на компанию, компания платит мне — как и должно быть в цивилизованном обществе, — рассказывал Успенский.
Фото © РИА Новости/Валерий Левитин
Заплатили, причём миллионы долларов, и японские кинокомпании. Они так хотели снять своего "Чебурашку", что не пожалели этих денег. В итоге фильм сняли — довольны были и зрители, и сам Успенский.
— Японцы подписали договор с условием, что они не могут ничего производить, не получив моего согласия. Права на образ Чебурашки на территории России принадлежат мне. По условиям договора 1968 года (когда был снят "Крокодил Гена") правами на картину владеет "Союзмультфильм", а права на музыку и художественные образы принадлежат авторам, — отмечал Успенский в 2014 году.
На вопрос, почему он доверил своих персонажей японским мультипликаторам, писатель ответил: "Знаете, как чиновники посылают своих детей за границу, так и я отправил своего персонажа в Японию. Можно сказать, что Чебурашка — просто сын ответственного работника, который учится за границей".
А попытки "Союзмультфильма" запретить прокат японского "Чебурашки" в России Успенский жёстко пресекал. По его мнению, все образы героев и диалоги принадлежали исключительно ему.
— Необходимо отметить, что мне принадлежат права на образ, на характер, на диалоги, поступки персонажей. А права на изображения принадлежат разным художникам, которые рисовали Чебурашку. Среди них и художник-постановщик мультфильмов "Союзмультфильма" Леонид Шварцман, — рассказывал писатель.
Последний бой
С "Союзмультфильмом" Успенский вёл войну до последнего и выиграл. Когда кинокомпания начала делать продолжение "Простоквашино", Успенский возмутился — "героев придумал я, платите". Когда вышла первая серия обновлённого мультфильма, он даже обратился в Следственный комитет, Генпрокуратуру и Счётную палату. Кроме того, писатель призвал актёров, которые озвучивают персонажей в новых сериях, отказаться от дальнейшего участия в проекте.
"Выпущенная ФГУП "ТПО "Союзмультфильм" новая серия представляет собой грубую переработку моих произведений, содержит заимствования сцен, текстов (в переработанном виде) и созданных мною персонажей. Договор на использование моих произведений для создания новых фильмов со мной не заключался, разрешений на данную экранизацию я не давал", — говорилось в направленном в Генпрокуратуру заявлении Успенского.
Фото © РИА Новости/Кирилл Каллиников
"Прошу вас рассмотреть указанные факты и, в случае их подтверждения, принять меры, предусмотренные уголовным и иным законодательством Российской Федерации", — писал он.
Попутно в разговоре с журналистами в пух и прах разнёс "новый взгляд" на созданных им героев.
— Это ребята трезвые рисовали? Да? Ну нормально. Тихий, спокойный мультфильм. Приятно его видеть в таком качестве. Но нет такого чувства, чтобы бежать смотреть дальше. Может, пока не вошли в колею? — комментировал он просмотр новой серии "Простоквашино".
В конце концов Успенский и "Союзмультфильм" договорились о компенсации. Писатель, как сообщила пресс-служба киностудии, согласился на предложенные "Союзмультфильмом" условия и передал права на оригинальные сценарии "Простоквашино" и ещё не экранизированные истории.
Также "Союзмультфильм" получил исключительную лицензию на использование товарных знаков с именами и изображениями героев и наименованием "Простоквашино".
Это произошло 1 августа. Выиграв свой последний бой, "великий сказочник" ушёл.