Шопинг — это работа. Как увлечение покупками на "Алиэкспрессе" стало профессией
На интернет-ресурсе "Алиэкспресс", где представлен широчайший ассортимент самых разных товаров, можно не только выгодно купить любую вещь, но и заработать. Лайф поговорил с теми, кто свои хобби и любовь к шопингу превратил в работу.
Сегодня найти в России человека, который бы ничего не слышал об интернет-платформе "Алиэкспресс", сложнее, чем того, кто хотя бы раз воспользовался ею для заказа товара. Месячная аудитория площадки составляет десятки миллионов человек по всему миру. Популярность сервиса достигла такой величины, что на нём зарабатывают не только компании, реализующие на "Алиэкспрессе" свою продукцию, но и покупатели, которые в соцсетях дают советы, как выбирать товары, или просто снимают видео, как распаковывают свои покупки.
Илья, 31 год. Автор ютуб-канала "РасПаковкаДваПаковка"
Коллаж © L!FE. Фото © Соцсети
Ютуб-блогер Илья, автор канала "РасПаковкаДваПаковка", рассказывает своим подписчикам о товарах, которые он заказал на сайте "Алиэкспресс", вскрывая упаковку в прямом эфире. За неполные четыре года блог набрал популярность. Сейчас на него подписано почти 170 тысяч человек.
Сам Илья не любит, когда его называют блогером, и себя им не считает. Для него показывать людям интересные товары и рассказывать о своём мнении — любимое хобби и, по его словам, не основной способ заработка. "Я трачу свои деньги, чтобы вы не тратили свои и не попадались на уловки бессовестных продавцов", — объясняет он идеологию канала.
Скриншот видео РасПаковка ДваПаковка
— Я принципиально не продаю рекламу, то, на чём зарабатывают блогеры, а честно рассказываю своё мнение о продуктах, — говорит ведущий.
Идея самого канала зародилась уже давно. Илья — опытный интернет-покупатель, и многие вещи он начал заказывать в Сети ещё в 2007 году, когда сайта "Алиэкспресс" не было. Позже знакомые и родные стали спрашивать советы по заказам в Интернете.
— Тогда я подумал: "Почему я заказываю и мало кому рассказываю о своём опыте, хотя могу это делать", — говорит Илья. — Я взял смартфон и стал снимать весь процесс на камеру.
Для своего первого видео начинающий ведущий ютуб-канала заказал экран для смартфона и показал, как можно своими руками заменить испорченную часть телефона на новую.
Затем Илья начал делать ролики, где распаковывает заказы с "Алиэкспресса". Все сюжеты снимались на камеру телефона и монтировались на стареньком компьютере. Видео начали набирать по миллиону просмотров, и успешный ютубер задумался о том, что пора заниматься делом на новом уровне. Сначала Илья купил хорошую камеру, а со временем и вовсе перестал снимать дома. Сейчас все съёмки проходят в студии с профессиональным оборудованием и несколькими точками, откуда записывается видео. Иногда Илья нанимает оператора, но в основном работает один.
— Я снимаю клипы в режиме онлайн. Это именно живая распаковка, тот формат, которого не хватало на "Ютубе". Когда всё только начиналось, то многие снимали ролики, в которых были только "говорящие руки", — рассказывает Илья. — Я смотрел другие каналы и отталкивался от того, что мне там не нравилось. А не нравилось мне то, что не видно реакции человека, который распаковывает посылку, его эмоций. Всё это я учитывал и обновлял формат своих съёмок.
Илья — музыкант, кларнетист, работает в Брянском губернаторском симфоническом оркестре. На его канале много роликов, посвящённых аудиотематике. Эта область близка самому автору, потому что помимо основной работы Илья пишет музыку.
— Сейчас я освещаю множество вещей: те, которые могут собрать максимальное количество просмотров, и те, что можно потом реализовать. Например, смарт-часы. Для зрителей эта тема интересна. Я рассказываю, что умеют определённые смарт-часы, — отмечает Илья. — Также освещаю бюджетные смартфоны. И вот портативные колонки — тоже популярная тема. Есть колонки, которые стоят восемь тысяч, а есть прекрасные и более дешёвые китайские аналоги.
Из-за основной работы у Ильи остаётся не очень много времени на съёмку видео. И хотя автор уверяет, что "распаковка" — не основной доход, он признаётся: в месяц выручка от роликов составляет около 450 долларов. Эти деньги приходят от рекламодателей, которые работают по партнёрской программе с каналом. По словам Ильи, они в основном уходят на покупку новых товаров для съёмок.
— Я не меряю это деньгами, это моё любимое дело, — говорит Илья. — Мне нравится держать в руках гаджеты, узнавать новые технологии, вещи.
По мнению автора ютуб-канала "РасПаковкаДваПаковка", с 2011 года сам сайт "Алиэкспресс" сильно изменился — и в лучшую сторону.
— Когда я только начал заказывать товары с этого сайта, было много подделок — море поддельных "самсунгов", айфонов. Сейчас там практически перестали продавать копии, — рассказывает Илья. — Администрация сайта пристально следит за недобросовестными продавцами и отсеивает их.
Екатерина, 31 год. Автор ютуб-канала katyakonasova
Коллаж © L!FE. Фото предоставлено Екатериной Конасовой
Екатерина, автор ютуб-канала katyakonasova, начала вести свой видеоблог около двух лет назад. Видео об умном онлайн-шопинге быстро помогли собрать значительную аудиторию — сейчас у неё на канале 130 тысяч подписчиков.
— Я за то, чтобы тратить деньги с умом. Нет смысла спускать свои средства на дорогие вещи, если на сайте можно купить их в разы дешевле, — рассказывает Катя. — Я подбираю альтернативные и недорогие решения для гардероба модниц на сайте "Алиэкспресс" и показываю их моим подписчикам.
В своём блоге девушка ведёт несколько рубрик: товары для дома, семьи, детей, модная одежда. В одном ролике она показывает по 10–15 вещей.
Екатерина окончила журфак Института международного права и экономики им. Грибоедова. После его окончания девушка работала в пиаре, её направлением были креатив и брендинг. Она часто заказывала вещи с "Алиэкспресса", но идея создать свой ютуб-канал появилась не сразу. Всё началось с того, что Катя выиграла конкурс "Алиэкспресс" блогер челлендж". По его итогам нужно было снимать видео для "Алиэкспресса". Сайт заключил с девушкой годовой контракт.
Скриншот видео katyakonasova
— Я стала бренд-амбассадором "Алиэкспресса" в России. Открыла блог на этом сайте, и за год у меня набралось 500 тысяч подписчиков, — рассказывает Катя. — Так я поняла, что могу создать свой личный канал и полноценно его вести.
Девушка уволилась со своей основной работы и стала профессиональным ютуб-блогером. Её первые ролики были посвящены детским вещам — тогда у Кати подрастал пятимесячный сын.
Молодая мама сразу подошла к делу серьёзно. Она наняла профессионального оператора, чтобы снимать ролики. Но через два месяца Катя поняла, что, прежде чем обращаться к услугам специалиста, нужно самой разобраться в процессе съёмки.
— Оператор снимал ролики, монтировал их и передавал мне, а я выставляла их в своём блоге, — говорит ведущая канала. — Я понимала, что снятые ролики в неподходящем формате, но не знала, как и что нужно исправить.
Девушка отказалась от услуг оператора и приступила к самостоятельной работе. Катя изучила необходимые программы, разобралась в тонкостях процесса монтажа и стала создавать ролики сама. Она полностью оборудовала комнату в квартире под студию, поставила профессиональную камеру, выставила свет.
— С тех пор как я стала создавать ролики по своему вкусу, чувствую, блог стал лучше, а количество подписчиков выросло, — говорит модная ведущая.
Как рассказала Екатерина, её доход от ютуб-блога в среднем 150 тысяч рублей в месяц. Но прибыль зависит от сезона. Например, летом выручка падает, потому что "Ютуб" смотрят меньше. Самый удачный период — это сезон распродаж. На "Алиэкспрессе" он начинается 11 ноября.
— Тогда доход увеличивается, потому что все блогеры "Алиэкспресса" зарабатывают с реферальных ссылках. То есть мы оставляем ссылки на товары под видео, — рассказывает ведущая блога. — Мы получаем процент с продаж, если зритель перешёл по ссылке и купил товар. Чем больше у тебя покупают, тем больше дохода. В такие периоды доход увеличивается до 200 тыс. рублей.
На вырученные от просмотров деньги Катя закупает новую партию одежды для съёмок — примерно на 50 тысяч рублей. Этого хватает, чтобы в роликах не мелькали одни и те же вещи. Тратиться приходится и на выездные съёмки. При этом нужно обновлять камеры, покупать новые объективы. Когда объём работы вырос, Кате пришлось нанять помощницу, которой нужно платить зарплату.
— Многие думают, что блогеры зарабатывают миллионы, но это лишь те, у кого миллионы подписчиков, — говорит Катя. — Когда у тебя их 100–200 тысяч, то почти все вырученные деньги уходят на развитие блога.
Девушка сотрудничает с рекламными агентствами, которые предлагают разных клиентов для рекламных кампаний.
— Например, у меня был рекламный проект с Crocs. Я придумывала модные образы, чтобы они сочетались с "кроксами", и показывала эти идеи в своём блоге, было классно, — рассказывает Катя. — Но такие проекты бывают не всегда, и сотрудничество с агентствами нестабильно и непостоянно.
Вещи, которые остаются после съёмок, ведущая продаёт на своей страничке в "Инстаграме" со значительной скидкой.
Екатерина вспоминает, что в 2012 году, когда она начала делать заказы на "Алиэкспрессе", там, кроме резинок для волос, больше не было ничего интересного.
— Сейчас это суперудобная платформа — хорошая система доставки, продуманные фишечки, которые упрощают поиск необходимых товаров на сайте, — говорит опытный пользователь "Алиэкспресса". — Я считаю, что у них шикарная площадка для шопинга.
Дмитрий и Александр. Авторы паблика во "ВКонтакте" "AliExpress товары до 3$"
Коллаж © L!FE
22-летний автомеханик Дмитрий вместе с другом Александром открыл для себя сайт "Алиэкспресс" в 2015 году. Ребят удивили низкие цены на товары, и первая мысль была, что это обман. Для эксперимента друзья заказали товары, и, к их удивлению, через месяц пришла посылка. Вдвоём они стали изучать сайт, заказывать больше товаров и помогать своим знакомым приобретать вещи на "Алиэкспрессе". По словам Дмитрия, в то время на сайте было ещё сложно ориентироваться и находить товары с низкими ценами.
Так у друзей родилась идея создать паблик "AliExpress товары до 3$" в социальной сети "ВКонтакте" и размещать там фото и ссылки на дешёвые товары, чтобы помогать пользователям найти интересные вещи по приятным ценам. В маленькой команде роли быстро распределились: Дима стал заниматься продвижением странички, а Саша — добавлять товары. Со дня создания паблик набрал 780 тысяч подписчиков.
Сейчас Дима получает высшее образование, он учится на менеджера. Саша трудится на заводе. Друзья тратят несколько часов в день, чтобы найти и опубликовать в своём паблике те товары, которые кажутся им интересными.
По словам Дмитрия, основной доход от паблика приходит от партнёрской программы. Авторы странички получают процент за покупки своих подписчиков. Деньги приносят и прямые продажи рекламы. В 2016—2017 годах ежемесячный доход от паблика составлял около 150 тысяч рублей. Ребята вкладывают вырученные средства в дальнейшее продвижение своего паблика.
— Сейчас большая конкуренция, и подписчики начали сами использовать кешбэк-сайты (т. е. покупали по своим ссылкам, и нам не начислялись проценты за покупки). Сейчас наш доход примерно 20–30 тыс. рублей в месяц, — рассказывает Дима. — Но нас это не останавливает, мы продолжаем добавлять интересные товары для наших подписчиков.
Как заметил Дима, с тех пор как он и Саша стали работать с "Алиэкспрессом", сайт сильно изменился в лучшую сторону. По мнению одного из авторов паблика, поиск нужных товаров стал проще. Да и само оформление сайта стало гораздо лучше.
Степан, 27 лет. Автор Telegram-канала "HotPrice"
Коллаж © L!FE
Телеграм-каналу HotPrice, где каждый может найти горячие онлайн-скидки на товары со всего Интернета, всего год. К каналу присоединилось 45 тыс. подписчиков. Его автор, 27-летний Степан, окончил университет по специальности "маркетинг" и какое-то время работал по профессии. Сейчас мужчина занимается лишь телеграм-каналом и своими многочисленными проектами, которые также посвящены тематике актуальных скидок в Интернете.
По словам Степана, идея создать канал пришла ему не сразу. Будущему автору популярного канала в "Телеграме" всегда была интересна тема скидок. Степан искал возможность умно сэкономить, помогал друзьям найти нужный товар и заказать его за границей.
— В очередной раз приходишь как дурак в магазин, чтобы увидеть, что на 90% уценили чехол от фотоаппарата, который перестал производиться, когда ещё твой дед был моложе тебя, а на остальное накинули 10 процентов, перед тем как снизить цену процентов на пять, — рассказал Степан. — Так, в качестве хобби стал вести телеграм-канал, где выкладывал скидки на то, что мне казалось интересным. Меня интересовала электроника, поэтому казалось логичным сфокусироваться на китайских интернет-магазинах, в частности на "Алиэкспрессе".
Канал рос и развивался. Степан решил искать и публиковать хорошие скидки на интересные товары, сравнивая выгоду не с указанной продавцом зачёркнутой ценой, а с ценой, по которой товар действительно продаётся на рынке.
Такой подход быстро нашёл отклик среди подписчиков. Они стали присылать те скидки, которые нашли.
— Из-за активности подписчиков мне пришла в голову идея создать сообщество охотников за скидками, — рассказал Степан. — Уже тогда появились мысли о создании сайта, но первым шагом стало создание телеграм-чата, где каждый мог поделиться найденной скидкой и рассказать о своём опыте заказов в разных магазинах.
По словам автора канала, чат быстро обрёл популярность и обзавёлся участниками даже за его пределами. Так стало ясно, что идея создания сообщества охотников за скидками очень востребованна.
Фото: © Скриншот
Мужчина сам ведёт телеграм-канал, но сейчас Степану помогают редактор и модератор. Команда работает удалённо, в разных городах.
— Прибыль и даже порядок цифр я говорить не буду, но дохода мне достаточно, чтобы заниматься только проектом и содержать редактора, — сказал Степан.
По задумке автора изначально канал создавался не с целью заработка, а с желанием помочь людям сэкономить на покупках.
— Поэтому сразу было решено не продавать доверие наших подписчиков и не идти по пути монетизации за счёт размещения рекламы, как это делают практически все телеграм-каналы, — объясняет Степан. — Монетизация канала происходит за счёт партнёрских программ. Пользователи могут разместить ссылку на любой магазин, если добавленная ими скидка — действительно самое выгодное предложение на рынке. Если магазин есть в нашей партнёрской программе — отлично, если нет — не беда, мы не ставим во главу угла монетизацию.
Степан рассказал, что с тех пор, как он и его команда начали работать с "Алиэкспрессом", многое изменилось в подходе руководства сайта к российскому рынку.
— Активно продвигается "российский филиал" AliExpress Tmall, также больше продавцов на самом сайте стали предлагать быструю и бесплатную доставку с российских складов, — говорит Степан. — С точки зрения пользователей, это, конечно же, большой плюс, выбора стало больше.