Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Банки, энергетика и технологии. В Конгрессе обсудили новые санкции против России

Фото: © Shutterstock

Post cover

Санкционный каток против России, запущенный после событий 2014 года на Украине, не должен останавливаться, именно в таком случае он будет эффективным — таков лейтмотив состоявшихся накануне в профильном банковском комитете Сената США слушаниях по вопросу усиления санкционного воздействия на Россию. И состав спикеров, и повестка слушаний свидетельствуют о начавшейся проработке очередного пакета секторальных ограничений, которые будут введены не только в соответствии с принятым недавно очередным законом о "российской агрессии", но и в целом ряде планируемых санкционных пакетов.

Следует отметить, что ключевая инициатива по антироссийским санкциям исходит в основном от функционеров предыдущей администрации — на слушаниях в качестве приглашённых экспертов присутствовали, в частности, бывший посол США в России и один из авторов неудавшейся "перезагрузки" Майкл Макфол, а также бывший координатор санкционной политики и помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид.

Именно его выступление заслуживает наибольшего внимания с точки зрения озвучиваемого списка мер по "наказанию России за плохое поведение". Помимо стандартных обвинений России и Путина в "плохом поведении" и необходимости постоянно противодействовать Москве на внешнеполитической арене для того, чтобы Россия "начала меняться внутри", в откровениях Фрида содержался также и блок про уроки, которые США должны вынести из санкций, и предложения по дальнейшему расширению давления — как в рамках законопроектов прошлогоднего CAATSA и последнего августовского санкционного законопроекта DASKAA.

[object Object]

Первый урок — помнить о том, что санкции сами по себе не цель, а средство изменения поведения России и преследуют 4 основные цели (уход России из Донбасса и в конечном итоге из Крыма, противодействие или серьёзное ограничение враждебных действий России в Сирии, а также по проблеме КНДР и распространения отравляющих веществ (судя по всему, имеется в виду "Новичок"), предотвращение вмешательства в выборы в США, а также причинение неприемлемого ущерба для "коррумпированного режима" внутри России, ответственного за нарушения прав человека). Для усиления дальнейшего давления предлагается более активно работать с союзниками и партнёрами США в Европе, Канаде, Японии и с другими странами, в первую очередь для того, чтобы определить ущерб от новых санкций, который может возникнуть для европейского и американского бизнеса.

Во-вторых, заранее начать подготовку пакета "эскалационных санкций" на случай, если "Путин предпримет попытки вновь вмешаться в наши выборы или расширить агрессию против Украины", — санкции должны включать ограничения в энергетическом, финансовом и киберсекторе. В финансовой сфере предлагается подумать над полным запретом вложений во все виды долговых обязательств не только государства, но государственных корпораций, а также госбанков. В своём выступлении Фрид конкретно упоминает о ВЭБе.

Для усиления контроля и запретов по передаче технологий двойного назначения предлагается возродить COCOM — Координационный комитет по экспортному контролю, который функционировал в годы холодной войны и был распущен в 1994 году. В вопросе энергетических санкций отмечается, что прямолинейные запреты работать не будут, а повышение цен на нефть в результате заградительных экспортных барьеров против российских энергоносителей могут только сыграть Путину на руку.

Вместо этого Фрид предлагает подходить к вопросу о санкциях против российских энергопроектов с более гибких позиций. Так, в частности, "Северный поток — 2" на словах осуждается, но фактически с его строительством уже смирились, тем более что были высказаны опасения, что давление по СП-2 может осложнить отношения с Германией. Взамен прямо предлагается ставить под удар будущую добычу и разведку новых месторождений внутри России. Для этого запретить поставку таких технологий, как фрекинг нефтяных пластов, а также технологию EOR (третичный метод нефтедобычи), который включает в себя такие методики, как ОГВ (тепловое воздействие на нефтеносные пласты), плазменно-импульсное возде́йствие и эмульсионно-кислотные методики добычи, что существенно затруднит России разработку новых месторождений в труднодоступных районах Восточной Сибири и в Арктической зоне.

[object Object]

В выступлении Макфола помимо опять-таки стандартных обвинений в преследовании инакомыслящих в России имеется также ряд довольно любопытных оценок ситуации внутри России с точки зрения желаемого в США раскола в элитах и в целом в российском обществе. Макфол прямо делает ставку на падение популярности президента Путина на фоне "непопулярной пенсионной реформы". Также надеется бывший посол США в России и на то, что в среде бизнес-элиты нарастает раздражение по поводу невозможности доступа к международным рынкам капиталов. Макфол в своих оценках делает упор на том, что нужно вводить новые санкционные пакеты не только по мере обнаружения всё новых признаков "плохого поведения", но и превентивно, заранее, активируя новые санкции в момент, когда Россия пересечёт очередную "красную черту".

Мало того, по мнению экс-посла, объектом санкций должны стать контролируемые государством медиаактивы, а также социальные сети. Помимо этого предлагается в самих Соединённых Штатах принять законодательство, запрещающее анонимное владение собственностью, компаниями, а также трансграничные переводы денежных средств при помощи юридических фирм-посредников. Это довольно смелое предложение даже на фоне нынешней русофобской истерии в Вашингтоне, поскольку затрагивает серьёзные корпоративные интересы в самих США, в первую очередь в сфере обслуживания (и получения вознаграждения) от иностранных инвесторов. Собственно основная масса такого анонимного владения и вложения капиталов в США идёт по линии других стран, к примеру аравийских монархий, или из быстроразвивающихся экономик Восточной Азии — вряд ли капиталам оттуда понравятся новые законодательные меры по повышению транспарентности.

[object Object]

Следует отметить, что эффект от будущих санкционных пакетов многими на Западе оценивается довольно скептически. Так, в частности, международное рейтинговое агентство Moody's оценило возможные последствия введения США новых санкций против России, которые вступили в силу 27 августа. Эксперты агентства указывают на то, что новые ограничительные меры незначительно повлияют на экономику РФ, однако риск представляют более жёсткие санкции, которые обсуждаются в Вашингтоне и могут быть приняты до конца года.

— На наш взгляд, санкции против преимущественно государственных банков вряд ли вызовут общесистемный банковский кризис, но будут препятствовать их способности предоставлять кредиты и поддерживать рост, — говорится в тексте обзора Moody's.

Напомним, 27 августа вступили в силу новые санкции США против России, причиной введения которых была названа якобы причастность Москвы к инциденту в Солсбери. При этом США готовят второй пакет ограничительных мер, который, по заявлениям в Вашингтоне, будет более жёстким. При этом и МИД России, и сам министр Лавров неоднократно говорили о том, что Россия обладает возможностью справиться ещё с пятью волнами санкций США.

Выбор редакции

Loading...