Японский космический "грузовик": что не так с ракетой Страны восходящего солнца?
Уже дважды переносили старт ракеты-носителя Н-IIВ с грузовым космическим кораблём Kounotori 7. Почему этот корабль так ждут на МКС и с чем связаны переносы запуска?
Фото: © Flickr/NASA Johnson
Кажется, что о космической программе Японии знают только специалисты. Программа существует, ракеты исправно запускаются, но никакого пиара, как бывает с Илоном Маском и его компанией Space X. А между тем Япония входит в число трёх стран в мире, доставляющих грузовые корабли для жизнеобеспечения Международной космической станции. У всех на слуху российские грузовые "Прогрессы", американские Dragon с возможностью возвращения, а про японские Kounotori (от яп. "белый аист") опять-таки знают лишь интересующиеся.
Японский "грузовик"
Вот и сейчас на орбиту полетит уже седьмая по счёту миссия с грузом для находящихся на орбите космонавтов. Миссия имеет название Kounotori 7 и стартует с японского космодрома Танегасима. Грузом космического корабля станут аж четыре с половиной тонны полезной нагрузки. В их числе новые литиево-ионные батареи, заказанные NASA для замены стареющих никель-водородных батарей. Это часть батарей, остальные прибудут на МКС со следующими запусками. Предполагается, что астронавты установят панели уже во время ближайшего выхода в открытый космос в октябре месяце.
Фото: © JAXA
На самом деле, своевременная замена батарей — это очень серьёзная проблема. Кроме того, что панели теряют свою способность вырабатывать электроэнергию из солнечного света с течением времени, отдельную проблему представляют микрометеориты, повреждающие панели. Спустя несколько лет работы батареи могут потерять до четверти генерируемой электроэнергии. Поэтому их приходится регулярно заменять.
Причем основная генерация электроэнергии лежит на американском сегменте. В российском секторе тоже есть батареи, но их недостаточно, мы пользуемся энергией, выработанной батареями, расположенными между модулями Unity и Destiny. Руководство "Роскосмоса" давно хочет исправить проблему с электроэнергией, для чего в 2022 году предполагается запустить российский модуль НЭМ, основной задачей которого станет генерация электричества.
В чём проблема?
Вот уже второй раз запуск тяжёлой ракеты-носителя Н-IIВ откладывается. Первый раз причиной переноса стала плохая погода, а вернее проходящий в Тихом океане тайфун. Причем в самой Японии сильного тайфуна не было, но он свирепствовал рядом с островом Гуам, где собирается телеметрия с ракеты во время запуска, поэтому с 10 сентября старт перенесли на 14 сентября.
Фото: © MHI
14 сентября обнаружилась более серьёзная проблема. После заправки баков с топливом и окислителем система сигнализировала о проблеме с клапаном топливного насоса второй ступени. Оперативно решить эту проблему не смогли, поэтому запуск был перенесён на неделю и состоится в субботу, 22 сентября. По словам представителей компании Mitsubishi Heavy Industries, отвечающей за запуск ракеты, проблема устранена и запуск должен состояться вовремя.
Понятно, почему японские специалисты дуют на воду. Всё дело в том, что в июне 2018 года завершился неудачей старт частной японской ракеты Momo. Запущенная 30 июня 2018 года ракета оторвалась от земли и преодолела несколько десятков метров, однако внезапно рухнула и взорвалась, вызвав сильный пожар. Формально частная японская космонавтика никак не связана с государственной программой, однако для японцев сохранить лицо космической отрасли очень важно.
Процесс полёта
При этом у тяжёлой ракеты-носителя Н-IIВ проблем с запусками нет. С 2009 года она была запущена шесть раз, и все шесть запусков были успешными. Это более чем достойный результат. Стоит отметить, что японцы серьёзно перестраховываются при запусках, например, в отличие от российских специалистов, работающих над сокращением времени полёта к МКС. Японский корабль достигнет станции лишь после пяти суток полёта (просто сравните это с российским "Прогрессом", достигшим станции за три часа сорок минут). Так проще, меньше надо привязываться к окну запуска, больше времени для манёвров, меньше цена ошибки при изменении орбиты.
Японские грузовые корабли, как и американские Dragon, не пристыковываются к МКС. Они замедляют скорость и подлетают к станции на максимально близкое расстояние, а там их уже ловят при помощи десятиметрового манипулятора Canadarm 2. Манипулятором подтаскивают к шлюзу, после чего начинают перегрузку полезной нагрузки на борт станции.
Сейчас остаётся только надеяться, что запуск японского грузового корабля пройдёт успешно и космонавты на Международной космической станции получат груз уже в середине следующей недели. Снабжение МКС — дело ответственное, а космонавты ждут каждого запуска.