Плохая реклама: впервые разбился самый дорогой истребитель в мире

29 сентября 2018, 07:46

Фото: © Pacific Air Forces

<p>Фото: &copy;&nbsp;<a href="https://www.google.ru/url?sa=i&amp;rct=j&amp;q=&amp;esrc=s&amp;source=images&amp;cd=&amp;ved=2ahUKEwjhm7uD1d_dAhWup4sKHfOfDUMQjB16BAgBEAQ&amp;url=https%3A%2F%2Fwww.pacaf.af.mil%2FNews%2FArticle-Display%2FArticle%2F1240988%2Ff-35b-conducts-farp-at-kadena%2F&amp;psig=AOvVaw0swEeNRk3X0EnzHgImjDg5&amp;ust=1538291619063376" target="_blank" data-noload="" data-ved="2ahUKEwjhm7uD1d_dAhWup4sKHfOfDUMQjB16BAgBEAQ" data-href="https://www.pacaf.af.mil/News/Article-Display/Article/1240988/f-35b-conducts-farp-at-kadena/"><span>Pacific Air Forces</span></a></p>

28 сентября 2018 года в Южной Каролине потерпел крушение новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35B Корпуса морской пехоты США. Авария произошла в Южной Каролине, неподалёку от базы морской пехоты Бьюфорт. Пилот катапультировался и согласно последним сообщениям жив. Стоит отметить, что это первое в истории крушение самолёта такого типа.

Слишком много F-35

За последнюю неделю казалось, что F-35 просто осваивает годовой бюджет на рекламу и PR. Об этих самолётах пятого поколения сразу появилось очень много информации. Впервые в своей истории F-35B Lightning II нанёс авиаудар по позициям боевиков в Афганистане. Удар был нанесён с палубы десантного корабля ВМС США USS Essex.

Затем появились новости о том, что Пентагон заказал у компании Lockheed Martin новую партию самолётов F-35 общей стоимостью одиннадцать с половиной миллиардов долларов, причём цена за один самолёт F-35A впервые упала ниже 100 миллионов долларов.

После стало известно о том, что F-35B впервые приземлились на палубу нового британского авианосца Queen Elizabeth.

И финалом такой ударной недели стала катастрофа в Южной Каролине.

Стоит отметить, что подобная авария — первая в истории истребителя F-35. При том что используется он уже давно, а в воздух поднялась не одна сотня машин. На июль 2018 года было произведено уже 305 боевых машин, а впервые F-35 поднялся в воздух в октябре 2000 года. Получается, что на восемнадцать лет испытаний и полётов это первая серьёзная авария с полной потерей самолёта.

Случались происшествия с этим самолётом и ранее, но более мелкие и не приводившие к потере самолёта. Например, в 2017 году F-35 Lightning II с авиабазы Кадена на японском острове Окинава прямо в воздухе потерял часть обшивки. Правда, пилот даже не заметил потери. О том, что отсутствует фрагмент обшивки размером 30х60 сантиметров, стало известно лишь после посадки.

В 2016 году случилось авиапроисшествие на взлёте, когда в хвостовом отсеке истребителя-бомбардировщика F-35 произошло возгорание, вызванное разрушившейся лопаткой турбины двигателя. Было и ещё несколько случаев. Но стоит признать, что, учитывая количество выпущенных самолётов, надёжность у F-35 просто потрясающая. А уж если учитывать, сколько критики этот проект получил изначально...

Дорогой, но популярный

Фото: © Flickr/Official U.S. Navy Page

Фото: © Flickr/Official U.S. Navy Page

Пока о причинах случившегося в воздухе над Южной Каролиной практически ничего не известно. Ждать реальных результатов расследования стоит не раньше чем через пару месяцев. Что интересно — авария произошла с модификацией F-35B, одной из самых сложных.

Всего самолёт F-35 имеет три основные версии F-35A (самый недорогой, закупленный Военно-воздушными силами США), F-35C (оснащённый гаком и увеличенной площадью крыла для посадки на авианосцы) и F-35B (его приобрёл Корпус морской пехоты США и Королевский флот Великобритании, c возможностью укороченного взлёта и вертикальной посадки).

Для этого самолёт оснащён поворотным соплом двигателя и специальным вентилятором в корпусе, позволяющим самолёту зависнуть в воздухе и медленно опуститься на палубу десантного корабля. Связана ли авария с модификацией самолёта — пока не известно, это ещё предстоит выяснить специальной комиссии. Стоит понимать, что произошедшее практически никак не повлияет на популярность этого самолёта у закупающих его стран.

В настоящее время F-35 различных модификаций стоят на вооружении в США, Великобритании, Нидерландах, Израиле, Австралии, Дании и других странах. Это самый многочисленный самолёт пятого поколения в мире, и, несмотря на множественные недоделки и проблемы, скорее всего, он останется таким в течение ближайшей пары десятилетий.

Фото: © Pacific Air Forces

Фото: © Pacific Air Forces

Кроме проблем с топливным баком, о которых ранее сообщалось в прессе, F-35 до сих пор имеет множество недоработок и ошибок программного обеспечения. Всё ещё не готов специальный шлем для пилотов с элементами дополненной реальности и возможностью кругового обзора сквозь самолёт. Для того чтобы полноценно использовать ракетное вооружение, только что принятые машины должны дождаться нового программного обеспечения Block 4, а оно по плану появится лишь в 2021 году.

Да, это чрезвычайно дорогой самолёт, однако в настоящее время это единственное предложение в мире, когда к приобретению предлагается самолёт пятого поколения, имеющий значительный налёт и опыт использования.

В ожидании выводов

Поэтому далеко не самый красивый, недоделанный, регулярно критикуемый даже его владельцами (особенно в этом преуспела Австралия) самолёт продолжит летать, использоваться в боевых условиях, а главное — продаваться. Да, на такой длинной серии без потерь очень обидно ставить крест, но авария когда-нибудь должна была случиться.

Авторы

Комментариев: 1

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
savelybirsh30 сентября, 04:25

Да-да, далеко не самое красивое и недоделанное... корыто. С изначальными неустранимыми просчетами в конструкции, но очень дорогим обслуживанием.. Чтож, как говорится, первый пошёл! Ждём продолжения!

Layer 1