Смерть для "стелса". Почему Су-35 стал самым опасным истребителем в мире
Истребителям поколения 4 и 4++ во всём мире готовили быструю отставку. Малозаметность, внутренние отсеки для вооружения и новые режимы полёта машин пятого поколения не оставляли шансов истребителям холодной войны. Однако в один момент всё изменилось.
Боевой потенциал
Секрет отказа от слепого следования авиационной моде и строительства истребителей пятого поколения вместо "морально устаревающих" машин поколения 4 и 4++ только на первый взгляд невозможно понять. С одной стороны, пятое технологическое поколение (или пятый технологический уровень) даёт колоссальные преимущества в воздушном бою. В реальности математический просчёт и моделирование воздушных боёв показали, что если машины пятого поколения с первого раза не поражают противника в воздухе, то на средних и ближних дистанциях будет завязываться старая добрая "собачья схватка", исход которой напрямую зависит от мастерства лётчика.
Именно по этой причине европейские производители отмахнулись от новинок из Америки и стали доводить до совершенства собственные истребители. Несколько волн модернизации пережили практически все известные истребители: Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и JAS-39 Gripen. Пятое поколение оказалось слишком дорогим и на своей родине: пока учёные и лучшие инженеры возились с F-35, ВМС и ВВС США приступили к модернизации истребителей F/A-18 Super Hornet, F-15 и F-16.
Наиболее прагматично к вопросу переоснащения старого планера на "новые мозги" подошли в России: на базе Су-27 был построен, испытан и закуплен истребитель Су-35, небольшая модернизация которого позволила побить всех ключевых конкурентов.
На своего знаменитого предка — истребитель Су-27 — 35-й похож только внешне. Всё, что находится внутри, — результат последних достижений отечественной науки и промышленности.
При составлении ТТЗ на проектирование истребителя в дело вмешались военные. "Истребитель должен нести больше топлива!" — с такой резолюцией пришла в конструкторское бюро бумага из высоких кабинетов. Сказано — сделано. В результате все имеющиеся полости, в том числе и рядом с двигателями, стали заполняться топливом, а Су-35 получил лучший в классе показатель по дальности полёта — 3610 километров.
Разведывательно-ударный комплекс
Инфографика © L!FE
После первых демонстрационных полётов Су-35 эксперты начали считать, сколько процентов воздушных боёв в гипотетическом противостоянии с Су-35 могут выиграть зарубежные самолёты. Сильнее всего расстроились американцы: новейший истребитель F-35 в середине 2014 года уже проиграл учебный бой истребителю F-16, разработанному в самый разгар холодной войны. Ключевой проблемой для американских военных стали называть российскую бортовую радиолокационную станцию Н035 "Ирбис", дальность обнаружения которой по воздушным целям составляет 350–400 километров.
Другая особенность РЛС и звена из трёх истребителей Су-35 практически нигде в открытой печати не встречается. Источник Лайфа в оборонно-промышленном комплексе пояснил, что речь идёт о построении разведывательно-ударного комплекса, в котором Су-35 — и разведчик, и взрывник, и связист одновременно.
Это только на первый взгляд просто истребитель. На самом же деле боятся эту машину совершенно не зря, потому как одно звено Су-35 может нарушить управление войсками на обширном участке фронта
Это только на первый взгляд просто истребитель. На самом же деле боятся эту машину совершенно не зря, потому как одно звено Су-35 может нарушить управление войсками на обширном участке фронта
Источник Лайфа
Говоря простым языком, РЛС "Ирбис" уже на этапе проектирования задумывалась как универсальная станция обнаружения не только для бортового вооружения, но и для любых средств поражения вообще. При этом российские истребители превратились в своеобразное остриё копья: БРЛС обнаруживает цели, передаёт их на мобильный пункт управления батарей комплексов С-400. Командир пункта даёт добро на пуск, и зенитная ракета, делая "горку" с прыжком из пускового контейнера, улетает в сторону цели. Единственным пробелом в этой схеме на протяжении длительного времени оставался самолёт ДРЛО А-100 "Премьер", однако с вводом в строй этой машины звено Су-35 превращается в самый настоящий наступательный комплекс.
Инфографика © L!FE
Как только А-100 появится в войсках, будет возможность расширить систему ПВО и поражать цели в автоматическом режиме. Причём речь идёт не только о воздушных целях, но и о любых целях в пределах досягаемости вообще
Как только А-100 появится в войсках, будет возможность расширить систему ПВО и поражать цели в автоматическом режиме. Причём речь идёт не только о воздушных целях, но и о любых целях в пределах досягаемости вообще
Источник Лайфа
Хитрый союзник
Во многом функционал РЛС "Ирбис" и бортовой электроники вообще стал причиной, по которой именно в пользу Су-35 сделали свой выбор китайские военные. Однако с характерной для китайцев хитростью и стремлением достать уникальные технологии любой ценой российской стороне было предложено продать в Поднебесную всего одну-две машины.
Важно пояснить, что китайских военных не интересовал самолёт как готовое изделие — с горем пополам клепать истребители на базе советских "сушек" в КНР научились уже давно. Главный русский секрет составляли двигатели с отклоняемым вектором тяги (в том числе и программное обеспечение для управления этим процессом), а также бортовая электроника. В частности, РЛС "Ирбис", за создание которой специалисты закономерно попросили большие деньги.
Инфографика © L!FE
90-е давно прошли, и продавать технологии за бесценок никто не собирался — за 24 истребителя c китайцев попросили $2,5 млрд. Сложность переговоров объяснялась спецификой изделия — китайские военные хотели всё и сразу, российские специалисты понимали, за что просят деньги.
Источник Лайфа в ОПК отметил, что в процентном отношении стоимость бортовой электроники, двигателей и другой, абсолютно уникальной продукции составляет до половины стоимости каждого истребителя Су-35. Если бы китайцы могли, то в инвойс на покупку вписали бы только двигатели, РЛС, софт и кое-что по мелочи. Брать истребители целиком не было никакого смысла, но такая позиция для России с самого начала была неприемлема. "Либо целиком, либо никак". Не стоит забывать, что на экспорт продали усечённый вариант Су-35, лишённый способности воевать так, как это делают машины в строевых авиационных частях ВКС РФ.
Фотонная пушка
Инфографика © L!FE
Неожиданная новость о снижении количества законтрактованных для ВКС РФ истребителей пятого поколения Су-57 заметно взволновала общественность. Однако причина, по которой выбор был сделан в пользу уже зарекомендовавших себя машин, крайне проста. Функционал российских самолётов поколения 4++ в том виде, в каком Су-35 существует сейчас, раскрыт всего на 30 процентов. При этом способность "сушек" воевать в составе автоматизированной системы ПВО на пару с разведчиками А-100 — это лишь верхушка айсберга.
Кроме оптической электронной системы (ОЛС), способной проводить захват и сопровождение даже малозаметных целей, на Су-35 в ближайшие несколько лет могут появиться бортовые радиолокационные станции с РОФАР — радио-оптической фазированной решёткой. Тот самый "квантовый радар", о котором специалисты по радиолокации говорят последние несколько лет.
Применение этой технологии позволит не только значительно увеличить дальность обнаружения целей, но и сделает любую маскировку целей даже на поверхности бессмысленной. При небольших изменениях аппаратной части и сопряжения РЛС Су-35 с другой электроникой истребитель может работать в режиме радиолокационного синтезирования апертуры. Этот режим, говоря простым языком, позволяет проводить полное сканирование поверхности с тотальной разведкой всего, что может быть закрыто средствами маскировки. Эта же возможность в качестве базовой функции закладывается и в радиолокатор на основе радио-оптической фазированной решётки.
Подбить "косты"
Даже с расширенным функционалом, фотонным радаром и ракетами повышенной дальности Су-35 по-прежнему будет значительно дешевле любых зарубежных конкурентов. Ближайший конкурент — американский истребитель F-35 — даже с учётом серийного производства и уникальных технологий обходится слишком дорого. Одними из тех, кто стал сомневаться в эффективности машины, стали норвежские военные. Компания Lockheed Martin продала в США 52 истребителя за полную стоимость в $10 млрд — по $193 млн за один самолёт.
Инфографика © L!FE
Немногим дешевле европейские истребители: за JAS-39 Gripen просят €139 млн, а Eurofighter Typhoon обойдётся заказчикам в $125 млн. Первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 тоже со временем не подешевел: стоимость машины составляет $147 млн. При этом F-22, который ВВС США даже перебрасывали для боевых действий в Сирию, отлично пеленговался средствами контроля воздушной обстановки практически на всех этапах полёта наряду с БПЛА и другими летательными аппаратами.
Су-35 остаётся самым доступными боевым истребителем на рынке: за $83 млн потенциальный заказчик получает машину с расширенными боевыми возможностями, которых почти все зарубежные истребители лишены. Исключение, по словам источника Лайфа в ОПК, составляет лишь F-35, который на этапе разработки снабдили многофункциональной РЛС, функционал которой помогает лётчику наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям. Если учесть, что Су-57 (ПАК ФА) на время превратился в испытательный стенд для разработок по шестому технологическому поколению, через 5–7 лет такие технологии можно будет реализовать в Су-35.