Национальный брендинг: российским аэропортам пора уходить от безликости
Историк, публицист и член центрального совета Российского военно-исторического общества Армен Гаспарян — о позитивном влиянии инициативы по присвоению имён деятелей российской науки и культуры отечественным аэропортам и развитии исторического самосознания народа.
Фото © РИА Новости/Константин Чалабов
Министр культуры Владимир Мединский одобрил общественную инициативу по присвоению российским аэропортам имён выдающихся соотечественников. Что особенно важно, сразу оговаривается, что имена политических деятелей ХХ века предлагаться не станут, потому что до сих пор ведутся споры об их роли в истории страны. Действительно, топонимическая сложность существует. Каких только названий не носят улицы современных российских городов. Подавляющее большинство жильцов даже не подозревает, в честь кого они вообще были названы. Им это просто не интересно. Привыкли уже к названию и воспринимают его как часть своей собственной истории. И лишь блогеры с завидной регулярностью баламутят воду. Это нужно переименовать, "не должна улица называться в честь коммунистического упыря" или "белогвардейского бандита".
У них в Интернете своя жизнь, далёкая от реальной. Но это вовсе не исключает существования топонимо-исторической проблемы в стране. В честь кого нужно называть аэропорт? Если исходить из общественных опросов, то в числе первых будет Сталин. Что автоматически породит долгий и бессмысленный спор, который априори ни к чему не приведёт. Гораздо правильнее в этой ситуации обратить внимание на деятелей российской культуры, но при этом необходимо соблюдать географическую привязку. Чтобы не получилось как когда-то в СССР, где улицу могли назвать в честь человека, который в этом городе отродясь не бывал. Больше того: чьи заслуги даже не перед городом, а перед всей страной, мягко говоря, неочевидны. Хватит уже плодить дополнительные смыслы. В этой связи ряд уже поступивших предложений представляются идеальными.
Так, для аэропорта в Астрахани предлагаются Хлебников и Кустодиев, в Воронеже — Бунин, в Екатеринбурге — Татищев, в Орле — Тургенев, в Пятигорске — Лермонтов. Не думаю, что эти великие представители российской культуры вызовут в обществе споры. И с точки зрения позиционирования России как привлекательной страны для туризма это дополнительные висты. Лермонтов и Бунин почитаемы в мире гораздо больше, чем какой-нибудь малоизвестный очередной деятель советского государства, которому секта современных леваков требует немедленно поставить памятник и обязательно назвать в честь него минимум улицу. Понятно, что всем угодить невозможно. Уже встречались мнения, что тем самым размывается национальная идентичность. Дескать, это подражание парижскому аэропорту Шарль-де-Голль или Моцарт в Зальцбурге. И нам не нужно следовать западной традиции. Нужна своя собственная. Какая?
А на этот вопрос недовольные почему-то ответить не могут. Они в целом не против, чтобы появился культурно-исторический брендинг, но другой. Глядя на подобные замечания меня не покидает стойкое ощущение, что требование иного пути есть не что иное, как вечная фронда. Дескать, если власть "за" — то мы, все такие оппозиционные, обязательно должны быть "против". Не вопрос, будьте.
Скажу более: ваше мнение в данном вопросе мало кого тяготит. Хотя бы в силу того обстоятельства, что вы даже не можете сформулировать свою концептуальную суть. Не нужно также забывать, что инициатива по присвоению российским аэропортам имён выдающихся соотечественников будет реализовываться в формате общенационального конкурса. В результате люди сами с помощью голосования определят, чьи имена достойны украсить фасады российских аэропортов. А само обсуждение вызовет дополнительный интерес к истории и культуре России. Причём не только в самой стране, но и за её пределами. Пока некоторые соседи страдают топонимической лихорадкой и прославляют, мягко говоря, странных людей — мы напоминаем про вклад страны в сокровищницу мировой культуры.