12 октября 2018, 11:23

Всем покинуть МКС: причины и последствия аварии "Союза"

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Алексей Филиппов// Flickr/Stuart Rankin

Читать на сайте Life.ru

Прошло менее суток с момента аварии пилотируемого космического корабля "Союз", вёзшего экипаж на Международную космическую станцию. Сейчас уже точно известно, что жизни космонавтов ничто не угрожает, космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг были отправлены в Москву, где, скорее всего, лягут на углублённое обследование, чтобы убедиться, что нештатная ситуация не повлияла на их здоровье. И вот сейчас, когда эмоции улеглись, самое время попытаться проанализировать, что же произошло во время старта и как это может повлиять на текущую ситуацию в мировой космонавтике.

Отсутствие тяги

Судя по разбору видеосъёмки старта, проблема возникла в первой ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ". Первая ступень этой ракеты — это четыре боковых ускорителя, похожих на перевёрнутые морковки по бокам длинной центральной второй ступени. Работать первая и вторая ступень начинают вместе, однако спустя две минуты полёта, израсходовав всё топливо, боковые ускорители отстыковываются от второй ступени и падают обратно на землю.

Судя по всему, исчезла тяга в одном из боковых ускорителей, что повлекло преждевременное отделение одного из блоков первой ступени. Физика их отделения очень проста: как только заканчивается тяга, боковые ускорители отделяются, правда, предполагается, что это происходит одновременно. Здесь же один из них отделился раньше других — варианта два: либо исчезла его тяга, либо брак крепления ускорителя, что, конечно, менее вероятно.

Ускоритель отделился, и ракету, ставшую неустойчивой, резко повело вбок. Автоматика, обнаружив нарушение ориентации, подала команду на отключение двигателей второй ступени (это делается, чтобы минимизировать возможность взрыва в случае нештатной ситуации) и разделила взлетающую ракету на блоки.

Фото © РИА Новости/Алексей Филиппов

По поводу работы системы аварийного спасения ситуация двойственная. Согласно стандартам работы ракеты и тексту трансляции, основная часть системы аварийного спасения (САС) уже перестала работать и отделилась от взлетающего носителя: "Есть сброс ГО (головного обтекателя), есть сброс ДУ САС (двигательной установки системы аварийного спасения)". Впрочем, это может не соответствовать реальной ситуации, так как диктор телетрансляции просто зачитывает по бумажке. Нужно дождаться результатов расследования, из которых и станет понятно, успела отделиться башня САС или нет.

С другой стороны, понятие системы аварийного спасения на российских ракетах "Союз" шире, чем просто надстройка в верхней части ракеты (башня). Работа автоматики по экстренному отключению двигателей и подача команды на разделение ракеты — это тоже часть системы аварийного спасения. Поэтому сказать, что космонавтов спасла разработанная ещё советскими инженерами САС, не будет ошибкой.

Дальше происходил так называемый баллистический полёт спускаемого аппарата по аварийной циклограмме. Не набрав нужной скорости, спускаемый аппарат космического корабля "Союз" с космонавтами внутри начал тормозиться о плотные слои атмосферы. Именно в этот момент экипаж и почувствовал максимальные перегрузки. По одним данным, перегрузки были небольшие, всего около 6g (во время испытаний экипаж пробует на себе кратковременные перегрузки до 15g). По другим данным, всё было гораздо серьёзнее — пиковые значения перегрузки достигали 20g.

Исторический опыт

Василий Лазарев и Олег Макаров. Фото © РИА Новости/Александр Моклецов

Стоит отметить, что вчерашняя авария очень похожа на аварию 1975 года, когда экипаж "Союза-18-1" (Василий Лазарев и Олег Макаров) из-за проблемы с третьей ступенью "Союза" совершили суборбитальный полёт и приземлились в горах Алтая. Правда, тогда авария произошла на более позднем участке полёта, что привело к сильнейшим перегрузкам, достигавшим в моменте 26g. Но даже после таких перегрузок и длительного периода восстановления Олег Макаров ещё дважды побывал в космосе.

Самое главное, что сейчас абсолютно корректно сработала система аварийного спасения и экипаж остался жив. О подобной ситуации писал Юрий Визбор в песне "Нам бы выпить перед стартом".

Если даст отказ вторая — мы в Алтае иль в Китае. Если третья откажет — здравствуй, Тихий океан.

Последствия

Фото © РИА Новости/Алексей Филиппов

Казалось бы, экипажу ничего не угрожает, только и нужно, что смонтировать следующую ракету и лететь к Международной космической станции. Однако не всё так просто. В ближайшее время, по крайней мере до окончания расследования специальной комиссии, полёты ракет "Союз-ФГ" с пилотируемыми кораблями будут приостановлены. Пока не станет понятно, что же случилось вчера и как сделать, чтобы подобная ситуация не повторилась, летать на "Союзах" нельзя.

Ну и что, можно же немного подождать, в крайнем случае просто доставить экипажу на Международной космической станции дополнительный грузовой корабль с едой, водой и кислородом. Сергей Прокопьев, Александр Герст, Серина Мария Ауньон-Чанселлор — профессионалы и без сомнения справятся. Но и тут есть проблема: каждый пилотируемый космический корабль имеет определённый срок годности, гарантированный производителем период пребывания на орбите. Для корабля "Союз" он составляет 200 суток нахождения в космосе.

"Союз МС-09" полетел к Международной космической станции в июне, а значит, к настоящему моменту осталось всего три месяца. Оставить космонавтов без средств спасения нельзя, а потому примерно в течение этого времени "Союз МС-09" должен отправиться обратно к Земле. Сборка новой ракеты может занять и больше времени, особенно с учётом того, что именно в бытовом отсеке корабля "Союз МС-09" было найдено просверленное отверстие. Да, бытовой отсек не возвращается на Землю, он сгорает в атмосфере, но для Центра управления это дополнительное волнение. Оставить же экипаж без средств спасения тоже нельзя, на такой риск не пойдут ни российские, ни зарубежные специалисты.

Фото © Пресс-служба ЦВО

Смогут ли успеть за три месяца американцы? Скорее всего, нет. Недавно NASA опубликовала вновь сдвинутый график испытаний пилотируемых космических кораблей от SpaceX и Boeing, и, скорее всего, первый американский пилотируемый полёт состоится не раньше второго квартала 2019 года. Спешить с ним никто не будет, это вопрос безопасности.

Вот и получается, что пока самым очевидным вариантом становится консервация Международной космической станции. Сколько-то времени ей придётся провести без людей, что очень чревато различными поломками. Не факт, что впоследствии станцию получится беспроблемно запустить вновь.

Пока наиболее вероятным выглядит возможность максимально быстрого расследования комиссии, сборки нового "Союза" и отправки его к Международной космической станции в автоматическом, беспилотном варианте. Если это получится, то космонавты на орбите получат дополнительное время и возможность спасения в случае непредвиденной ситуации.

В любом случае авария "Союза" очень сильно усложнит работу МКС и космонавтов, и разбираться с этим, чтобы минимизировать последствия, придётся как можно быстрее.

В космосе и на Земле

Генеральный директор ГК "Роскосмос" Дмитрий Рогозин (справа) и глава NASA Джим Брайденстайн. Фото © РИА Новости/Алексей Филиппов

По сравнению с другими последствиями сорванные переговоры Дмитрия Рогозина и Джима Бранденстайна и вовсе выглядят несерьёзными. Сейчас стало не до окололунной станции, и не исключено, что вернуться к переговорам станет возможным только после того, как все проблемы будут решены.

Чтобы не создавалось впечатления, что проблемы в космической отрасли возникают только у России, добавим, что вчера NASA обнародовала информацию о проблемах в создании американской сверхтяжёлой ракеты Space Launch System (SLS). Без неё полёты к Луне и создание окололунной станции можно и не начинать. Вчера же стало известно, что проблем с созданием ракеты огромное количество, все сроки совершенно точно будут сдвинуты, и вновь окололунная станция становится далёкой и малореальной.

Космос в очередной раз доказал, что его изучение — дело сложное и опасное. Это не повод опускать руки, нужно продолжать. Сейчас настало время для того, чтобы изучить причины случившегося и не допустить их повторения.