12 октября 2018, 19:27

"Высший класс". Эксперты оценили выбор "Иволги" для МЦД как знаковое событие

Читать на сайте Life.ru

До конца года парк основного пассажирского железнодорожного перевозчика московского транспортного узла "Центральная ППК" (ЦППК) пополнится пятнадцатью "Иволгами". Их производитель — Тверской вагоностроительный завод — недавно выиграл конкурс на поставки электропоездов, которые будут курсировать на маршрутах МЦД.

Сумма контракта составляет 10,9 млрд рублей. При этом в 2019 году завод поставит для МЦД 39 "Иволг". Пока на Тверском вагоностроительном заводе, который входит в АО "Трансмашхолдинг", собраны первые два новых шестивагонных поезда "Иволга". В скором времени их перевезут в Щербинку, где пройдут ходовые испытания на Экспериментальном кольце АО "ВНИИЖТ".

Фото: Тверской вагоностроительный завод

Запуск движения на МЦД, напомним, намечен на конец 2019-го — начало 2020 года. На первом этапе электропоезда пустят по двум веткам: МЦД-1 "Одинцово — Лобня" и МЦД-2 "Нахабино — Подольск".

По словам пресс-службы Дептранса Москвы, запуск МЦД-1 и МЦД-2 создаст почти 900 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки.

Фото: Тверской вагоностроительный завод

Тот факт, что в качестве основного транспортного средства для МЦД выбрана именно новейшая российская разработка "Иволга", эксперты оценивают как событие знаковое. Как с точки зрения показателя уровня развития отечественного машиностроения, так и импортозамещения.

Директор ассоциации содействия развития транспортной отрасли "Транспортная ассоциация Московской агломерации" Норайр Блудян назвал ТВЗ продвинутым производителем транспортных железнодорожных средств. Он также говорит, что "Иволги" — это поезда совершенно нового поколения по различным критериям. Они, убеждён Блудян, "по комфорту и безопасности не будут уступать зарубежным аналогам, а по комплектации и наполнению не потеряют актуальности ещё ближайшие 20 лет".

— При этом, конечно, модернизация будет проводиться, — отметил Блудян, напомнив, что срок службы вагонов составляет 40 лет. Он обратил внимание на такую особенность "Иволги", как возможная одновременная посадка и высадка пассажиров, поскольку ширина дверей составит 140 сантиметров.

— Также в них не будет традиционных для магистральных составов тамбуров, которые стали пережитком прошлого, поскольку поезда на МЦД будут делать частые остановки и должны обеспечивать высокую проходимость пассажиропотока, — говорит директор ассоциации. — Поезда будут выполнены из современных материалов, а также оснащены розетками, велокреплениями, видеомониторами и прочими приспособлениями. В вагонах, конечно же, будут созданы все условия для перемещения маломобильных пассажиров.

Фото: Тверской вагоностроительный завод

Блудян напомнил, что перед запуском составы проходят все необходимые серьёзные испытания и строгую сертификацию. Как считает специалист, с появлением "бесшовной системы железнодорожного транспорта в Московском регионе пассажиры пересмотрят логистику, как это случилось раньше — с появлением Московского центрального кольца".

Он также отмечает, что эксперты надеются на то, что прилегающие к МЦД маршруты после запуска проекта могут быть разгружены на 10–15%.

— "Московские центральные диаметры", конечно, будут большой протяжённости, будут перевозить пассажиров из области через весь город и снова в Подмосковье, — рассуждает он. — Но это всё равно городская транспортная система.

Фото: Тверской вагоностроительный завод

— Модель "Иволга" изначально проектировалась как городской или пригородно-городской электропоезд, — рассказывает руководитель проекта "Пробок.нет" Александр Шумский. — Её отличительными чертами являются отсутствие тамбуров, уменьшенное число сидячих мест, более равномерное распределение дверей по вагонам, наличие большого числа поручней для проезда стоя.

С технической точки зрения, отметил Шумский, "Иволга" — представитель принципиально нового класса электропоездов, ранее не производившегося в нашей стране.

Заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов тоже отметил, что проект "Московские центральные диаметры" в принципе призван разгрузить потоки, которые двигаются в направлении центра. Задача города, рассказывает эксперт, — сделать всё возможное, чтобы пассажиры комфортно доехали до конечной точки, при этом сводили к минимуму пользование личным автомобильным транспортом, метро или любым другим видом общественного транспорта.

Выбор "Иволги" для МЦД, считает Зотов, максимально соответствует поставленной задаче. Она уже доказала эффективность в ходе эксплуатации на южном направлении Москвы, пояснил он.

— На её эксплуатацию тратится гораздо меньше денег, чем на стандартные электрички нового класса, — отмечает Зотов. Он также подчёркивает, что "Иволги" очень комфортные. В них есть и кондиционируемые салоны, и более удобная рассадка пассажиров, есть возможность вместить большее количество людей.

Впервые электропоезда "Иволга" были показаны общественности в 2015 году на ТВЗ. Затем макет головного вагона выставили перед Казанским вокзалом и показали разработку на международном форуме "Стратегическое партнёрство 1520". Испытания составов начались в мае 2016 года в Краснодарском крае. А в апреле прошлого года ЦППК пустила две опытные "Иволги" на Киевском направлении.

Как говорят технические специалисты, результат превзошёл ожидания. Так, Вадим Бахитов, начальник производственно-технического отдела депо, в котором обслуживаются поезда, рассказал, что "Иволга" гораздо экономичнее и удобнее в обслуживании, чем старые электрички. Её ремонт обходится на 30% дешевле зарубежных аналогов, поскольку на 90% новый поезд состоит из отечественных комплектующих.

Курсирующие на разных направлениях "Ласточки" и "Сапсаны", напомним, созданы на платформе Siemens и производились преимущественно в Германии. А "Стрижи" являются адаптированным проектом испанского поезда Talgo Intercity. Выход же российской "Иволги" в массовое производство, которое начнётся благодаря контракту в рамках проекта МЦД, вполне логично оценить как переломный момент для российского машиностроения. Специалисты отмечают надёжность и повышенную комфортность "Иволги" по сравнению с зарубежными аналогами. В вагонах есть не только системы климат-контроля, доступ в Интернет, багажные полки для спортивного инвентаря, большое количество розеток для гаджетов, но и такие новинки, как специальные ремни безопасности для инвалидов-колясочников.