Кураж, погубивший 70 человек. Как из-за спора пилота рухнул пассажирский самолёт

20 октября 2018, 11:30

Командир воздушного судна заявил, что сможет посадить Ту-134 в Куйбышеве вслепую, по одним показателям приборов. В результате погибли десятки людей.

Днем из Свердловска вылетел ТУ-134 с 87 пассажирами на борту и 7 членами экипажа. Через час после вылета при заходе на посадку в аэропорту Куйбышева в совершенно ясную погоду самолет при посадке ударился о землю, перевернулся и загорелся. Погибло 66 пассажиров и 4 члена экипажа. После того, как достали черные ящики и расшифровали переговоры экипажа стала известна причина гибели людей. Фактически их убил командир корабля Александр Клюев.

— Командир, высота в норме. Через 15 минут начинаем снижение. Погода ясная, — второй пилот Евгений Жирнов стандартно отчитался командиру Александру Клюеву.

Вместе они налетали сотни часов и понимали друг друга с полуслова.

— Отлично, Жень. К вечеру будем в Грозном, — ответил КВС.

Куйбышевский аэропорт "Курумоч" — был лишь промежуточной точкой, после него они должны были доставить пассажиров в аэропорт Чечни.

— Слушай, Жень помнишь ты говорил, что один твой знакомый посадил самолет "вслепую"? — спросил Клюев.

— Ну да, было дело. И что? — второго пилота больше заботила будущая посадка и показатели приборов.

— Спорим что я посажу сейчас также? Ты угощаешь ужином в Грозном если продуешь?

— Да ну тебя. Ты знаешь что за это может быть, — Жирнов подумал что Клюев шутит.

— Он просто платить за ужин не хочет, — встрял в разговор бортинженер.

— Ну давай. Только проигравший платит за всех, — согласился Жирнов.

В этот момент в рации прорезался голос диспетчера куйбышевского аэропорта "Курумоч".

— Рейс 62327 — погода ясная, можете заходить на посадку.

— Так Женек по рукам. Закрывай шторки, и расчищай показатели — командир был в приподнятом настроении.

Экипаж закрыл шторка со стороны КВС, который в нарушении всех инструкций начал сажать самолет при поморщит курса — глиссадной системы без визуального контакта с землей.

— Нормально идем Женек, готовься проставляться, — командир по прежнему шутил.

Неожиданно запищала сигнализация — которая извещала об опасном сближении с землей.

Лишь за секунду до приземления Клюев дал команду открыть шторку. Бортмеханик начал ее открывать, и весь экипаж увидел что земля в опасной близости. За 0,8 сек. до приземления второй пилот взял штурвал на себя, но уйти на второй круг они уже не успели.

Самолет ударился о бетонку. Шасси тут же сломались. "ТУшка" легла на брюхо, и ее по инерции несколько сот метров тащило по полосе. Корпус завалился вправо и его вынесло с бетонки на грунт. Огромная машина перевернулась через правое крыло вверх шасси и остановилась.

При ударе о бетон корпус переломился на две неравные части и загорелся. Раздался похожий на взрыв мощный звук.

Тем пассажирам, кто оказался в непосредственной близости от места разлома, повезло больше всех. Одна из спасшихся женщин впоследствии рассказывала, что в момент удара самолета о бетонную полосу она ничего не почувствовала — только услышала сильный шум и все вокруг нее стало переворачиваться и падать. Она, увидев дыру под ногами, не мешкая прыгнула. Следом за ней через разлом на землю выбралось еще несколько человек.

Из самолёта смог выбраться мужчина в наручниках — отбежав немного он остановился. Оказалось, что везли рецидивиста. И, хотя условия для побега были идеальными, он не стал убегать.

Несколько пассажиров покинули горящий самолет через аварийный люк в хвостовом отсеке.

Однако большинство потерпевших находились слишком далеко от выхода, и потому все они в считанные минуты отравились токсичными продуктами горения. Внутренняя обшивка салона при горении выделяет фосген, синильную кислоту, хлористый водород, соединения мышьяка, диоксины и еще с десяток смертельно ядовитых для человека веществ. У пассажиров, вынужденных дышать этой смесью, шансов на спасение уже не было.

Бортпроводницы в момент аварии находились в своей "каюте". После того как самолет перевернулся, дверь в нее заклинило. Девушки попали в смертельную ловушку. После пожара на месте нашли только фрагменты их костей и черепов.

Первыми буквально спустя пару минут после падения на место прибыли бойцы пожарной и аварийно-спасательной служб аэропорта. В 17.44 все очаги горения на разбившемся самолете были полностью ликвидированы.

— Не все могли без содрогания созерцать такую жуткую картину, — вспоминал Валерий Фрыгин (инженер УПО). — Многих от вида трупов и тошнотворного запаха горелого мяса сразу выворачивало. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что работать можно было только в противогазе.

Тем временем прибывших по тревоге милиционеров рассредоточили метрах в ста пятидесяти от разбившегося самолета и предупредили: за оцепление не пускать никого, кроме членов правительственной комиссии.

— Запомнилось, что из разлома в корпусе женщина протягивала ребенка, а из своей кабины выбрался летчик, немного отдышался — и снова полез в самолет, вытащил кого-то на воздух — и снова внутрь, за пассажирами. Всего он спас несколько человек, — вспоминал Сергей Чурилов — замполит роты полка патрульно-постовой службы УВД Куйбышева.

Летчиком о котором говорил он был второй пилот Евгений Жирнов. Он вытаскивал пассажиров одного за другим пока силы не кончились, потом он потерял сознание. Прибывшие санитары положили летчика на носилки и понесли, а он кричал в бреду, все рвался еще кого-то спасть. Через три дня Жирнов скончался в больнице.

Большинство пассажиров задохнулись парами горения.

— Вижу, на ремнях висит девочка и вроде бы шевелится — значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу. Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу — то есть на потолке, в тот момент ставшим полом. Я уже нагнулся к ребенку, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое рухнули прямо на малыша — здоровые такие мужики, — вспоминал Фрыгин.

Видимо, удерживающие их ремни расплавились, и тела упали на спасателей. Детей Фрыгин все же вытащил, однако спасти их так и не удалось

Именно благодаря ему в истории сохранились фотоснимки этой страшной катастрофы. Дело в том, что прибывшие сотрудники КГБ запретили любую съемку, но Фрыгину удалось не только снять ликвидацию и последствия катастрофы но и незаметно пронести пленку.

Всего погибло 66 пассажиров (из 87) и 4 члена экипажа (из 7). При разборе останков самолета были целыми и невредимыми найдены "черные ящики". Уже примерно через две недели после трагедии Правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели десятков человек стал командир корабля Александр Клюев.

"Черный ящик" зафиксировал разговор первого пилота с другими членами экипажа, из которого следовало, что в момент приближения самолета к аэропорту Куйбышев Клюев... поспорил с коллегами, что посадит машину на бетонную полосу вслепую, по одним только показаниям приборов. Клюев закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повел лайнер к земле...

— Причиной катастрофы явились нарушение экипажем по предварительному преступному сговору правил полетов в части захода на посадку за шторкой слепого полета до недопустимо малой высоты и непринятие мер по уходу на второй круг, что привело к грубому приземлению самолета с перегрузкой выше разрушающей, разрушению конструкции и последующему пожару, — такие выводы сделала правительственная комиссия.

Процесс по делу Клюева проходил в Москве и был закрыт от публики. Если сначала на допросе у следователя Клюев, припертый к стенке записями "черного ящика", полностью признался в своем споре с другими членами экипажа, то в ходе суда он выдвинул иную версию произошедшего. По его словам перед посадкой в самолете вдруг обнаружилась утечка топлива, а затем отказ одного из двигателей.

Но в итоге пилота признали виновным в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) и приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, — 15 годам лишения свободы. Потом дело было пересмотрено, и срок заключения Клюеву сократили.... до 6 лет. Как сообщали в СМИ после освобождения вплоть до 1994 года он жил в поселке Мехзавод в Самаре, а затем уехал в Ульяновскую область.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1