"Большой брат" идет. Евросоюз проверит кибер-безопасность постсоветских стран
Фото: © Shutterstock
В современном мире важное место занимает тема контроля над сетевым трафиком, а также возможность крупных государственных и корпоративных игроков получать и удерживать доступ к сетям связи и коммуникаций. Особую значимость это приобретает в контексте все большей информатизации так называемого "гибридного противостояния", наиболее ярко выраженного в контексте противостояния России и коллективного Запада на постсоветском пространстве — в сфере жизненно важных интересов Москвы. Несмотря на имеющийся перед глазами крайне печальный и поучительный пример следования за "европейской мечтой" в лице Украины, многие страны постсоветского пространства, в том числе и входящие в совместные с Россией интеграционные проекты, продолжают наращивать сотрудничество со структурами Евросоюза по целому ряду чувствительных для интересов России направлений. Наибольший интерес для государственных органов Евросоюза и Еврокомиссии, в частности, представляют инфокоммуникационные сети, доступ к которым они пытаются получить под видом совместных проектов по предотвращению кибер-атак и совершенствованию соответствующего национального законодательства.
Еврокомиссия собралась запустить для стран Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) специальную программу по укреплению кибер-безопасности и устойчивости к кибер-атакам (EU4Digital: Improving Cyber Resilience in the Eastern Partnership Countries — Cybersecurity component).
В описании тендера указывается, что "программа будет содействовать укреплению устойчивости к кибер-атакам, а также повышению эффективности расследования кибер-инцидентов правоохранительными органами стран Восточного партнерства и будет сфокусирована на развитии технических механизмов и механизмов взаимодействия, которые улучшат кибер-безопасность, а также повысят институциональную управляемость и будут способствовать развитию правовых механизмов".
Отмечается также, что проект будет строиться на "региональном и межгосударственном подходе", а также продвигать "лучшие практики Евросоюза" в части соответствия концепции прав человека. Проект стартует в феврале 2019 года и на первом этапе на него выделяется 3,2 миллиона евро.
Фото: © Shutterstock
Необходимо отметить, что подобные проекты при внешней риторике, касающейся предупреждения кибер-угроз, в реальности ложатся в контекст общей линии ЕС и Соединенных Штатов по тотальному сдерживанию России. Так, в частности в докладе Европейского совета по международным отношениям, финнсируемым из фондов ЕС, отмечается, что Россия и ЕС сошлись в противостоянии по поводу толкования норм международного права, и это, скорее, борьба между "либеральным универсализмом" и "консервативным государственничеством".
Москву обвиняют в желании подорвать Евросоюз изнутри, что выражается в стремлении России влиять на внутриполитические процессы в ЕС и вмешиваться в дела других стран. При этом, как отмечают авторы доклада, поддержка Россией антисистемных популистских партий является не свидетельством её "креативной гибридной стратегии", а, наоборот, свидетельством неэффективности методов российской дипломатии и отсутствия "друзей" среди европейского истеблишмента. Вместе с тем отмечается, что победа в этом противостоянии с Россией лежит вовсе не в прямолинейной борьбе, а, скорее, в повышении внутренней устойчивости Евросоюза и в "оживлении" европейских ценностей.
Авторы признаются, что санкции против России не принесли быстрого эффекта, хотя и "усложнили" России дальнейшее продвижение на Юго-Востоке Украины. При этом такие меры, как "вскрытие российских бот-сетей и фабрик троллей", противодействие российской пропаганде, арест активов российских граждан в странах ЕС, не являются эффективными, поскольку в "гибридной войне" нет на самом деле никакого координирующего центра, а российская активность носит во многом "импровизированный и нескоординированный" характер.
В качестве мер противодействия России, помимо стандартных вроде усиления антиотмывочного законодательства, улучшения обмена информацией между различными правоохранительными агентствами на национальном и общеевропейском уровнях, предлагается создавать единое законодательство в тех областях, где отдельные государства ЕС могут быть подвергнуты "атаке" со стороны России.
В качестве примера приводится история с RT и "Спутником", которые в одних странах ЕС находятся под давлением (в Великобритании, например, под угрозой лишения лицензии), а в других работают нормально. Предлагается разработать соответствующие общеевропейские правила, причём в качестве стратегии следует придерживаться не "прямолинейного запрета", а тактики "игнорирования и маргинализации" российских СМИ, которые являются не средствами массовой информации, а, скорее, "орудием пропаганды".
Фото: © Shutterstock
Всё это происходит на фоне продолжающейся медийной "отработки" целого ряда антироссийских сюжетов, вброшенных в инфополе с подачи стран Евросоюза, — начиная от пресловутого фейкового отравления российскими спецслужбами Скрипалей и заканчивая историей с малазийским "боингом". Помимо уже действующего в составе аппарата Еврокомиссии специализированного центра по противодействию России, Евросоюз на постоянной основе запускает и иные инициативы.
Так, в частности, обстоят дела и со специализированной Группой высокого уровня, которая должна распределять гранты и осуществлять финансирование проектов для борьбы с фейковыми новостями. В рамках этой группы будут также определяться стандарты для европейской прессы в контексте борьбы с диффамацией, ложными сообщениями, разжиганием экстремизма на площадках социальных медиа, а также разработки технологических инструментов для борьбы с российскими интернет-троллями.
Особо подчёркивается, что в процессе разработки рекомендаций для Еврокомиссии группа должна проводить дифференциацию между новостями, являющимися прямым нарушением закона (призывы к терроризму, оскорбления на почве расовой и религиозной неприязни), и просто "ложными" новостями, которые поступают в ЕС извне и формально не подпадают под законодательное регулирование.
При этом новый цензурный орган также должен будет оценить эффективность "добровольных" мер, применяемых некоторыми онлайн-порталами. Следует отметить, что настоятельное продвижение таких "добровольных" ограничений содержалось в докладах аналитических центров, близких к Еврокомиссии, и фактически представляет вариант мягкой цензуры, при котором СМИ предлагается на первоначальном этапе самостоятельно определять степень достоверности информации и вмешательства "российских троллей".
Следует отметить, что работа группы стартовала в январе 2018 года. В результате нагнетания истерии существенно укрепляются позиции оборонных лоббистов, проталкивающих усиление финансирования и дополнительные меры по милитаризации Восточной Европы и Прибалтики.
Лишним свидетельством в пользу этой версии является оборонный бюджет Евросоюза, который как раз сейчас верстается на срок до 2027 года. На оборонные статьи ЕС планирует потратить порядка 19,5 миллиарда евро в течение последующего семилетнего периода.
В рамках оборонных проектов ЕС, мотивируемых официально с помощью образа "агрессивной" России, предусматривается введение в действие проекта "Военная мобильность", в ходе которого будет облегчено перемещение войск и оборудования на европейском континенте. Такие действия необходимы для сдерживания "потенциального врага" в случае внешней агрессии. На этот проект предусмотрено 6,5 млрд евро.
Если же говорить о деятельности структур ЕС на наиболее важном в настоящий момент для России направлении — белорусском, то в республике активизируется работа европейских структур по формированию центров влияния. Так, в частности, Генеральный директорат по вопросам развития и сотрудничества Европейской комиссии в рамках одного из тендеров искал подрядчиков для возведения в Белоруссии 12 специализированных "ресурсных тренинговых центров", в которых будут готовиться в том числе и активисты "демократически ориентированных" местных НКО, а также продвигаться повестка европейских ценностей.
Также предлагается начать разработку более конкретного соглашения между ЕС и Белоруссией взамен устаревшего Договора о дружбе и партнёрстве от 1995 года. Вместе с тем отмечается, что Евросоюзу необходимо поддерживать "проевропейски ориентированных представителей госаппарата" в различных министерствах, которых, по оценкам аналитического доклада Европарламента, много в белорусских органах власти, для того чтобы поддержать их стремления к нормализации отношений с ЕС путём предоставления доступа к европейским фондам и финансированию различных проектов.